USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 87.92

-0.12

Природный газ 1.972

0

, Обновлено 28 апреля 19:40
4 мин
16088

Виноват налоговый маневр? По факту загрязнения нефти в нефтепроводе Дружба возбуждено уголовное дело

Вброс нефти произошел через частный УСИКН, с которого нефть поступала в независимый Николаевский НПЗ, принадлежащий Петронефти.

Виноват налоговый маневр? По факту загрязнения нефти в нефтепроводе Дружба возбуждено уголовное дело

Минск, 26 апр - ИА Neftegaz.RU. Загрязнение нефти в магистральном нефтепроводе (МНП) Дружба было умышленным.
Об этом 26 апреля 2019 г. сообщил официальный представитель Транснефти И. Демин.

Тезисы от И. Демина:
  • по факту загрязнения нефти возбуждено уголовное дело,
  • первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием,
  • можно определенно сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре Самаратранснефть-терминал,
  • эта компания осуществляет прием нефти и анализ ее качества от нескольких малых нефтедобывающих компаний,
  • в г. Самара в офисах нескольких частных организаций идут следственные действия на предмет определения причастности к произошедшему.

Вице-премьер РФ Д. Козак 25 апреля 2019 г. сообщил:
- в настоящее время точка входа примесей в МНП определена;
- есть 4 нефтедобывающие компании, которые сдают нефть в этой точке входа;
- по отношению к виновному будут применены меры финансовой, и, вполне возможно, личной ответственности.

Есть нюанс.
Петронефть не поставляет нефть в нефтепровод, а потребляет для своего нефтеперерабатывающего актива - Николаевский НПЗ, расположенный в Волжском районе Самарской области, который является основным производственным активом Самаратранснефть-Терминала.
НПЗ был подключен к НТС Транснефти, с которой в 2017 г была договоренность о транспортировке 1 млн т/год нефти с содержанием нефти 2,7 %. Транснефть в конце 2017 г построила узел подключения к МНП Муханово-Куйбышев, стоимость которого 48,2 млн рублей оплатила Петронефть.
Через узел слива и компаундирования нефти (УСИКН) Самара - Унеча нефть поступала на Николаевский НПЗ.
На территории УСИКН находятся 3 нефтехранилища с эстакадой для грузовиков, от резервуаров технологические нефтепроводы идут до принадлежащих Транснефти ЛПДС - Лопатино (3 км) и Кротовка (порядка 70 км), и других объектов.
Участки земли под технологические нефтепроводы принадлежали главе Петронефти М.Трушеву.
Как вообще частный УСИКН мог быть построен в НТС Транснефти?
УСИКН принимал нефть, которую компании, в тч иногда даже Газпром нефть и Татнефть, привозили автоцистернами из Самарской области, с юга Ульяновской и севера Оренбургской областей.
А потом Транснефть отказалась подключать Николаевскуий НПЗ к своим магистральным нефтепроводам, и у Петронефти начались проблемы.
По данным Петронефти, компания еще в декабре 2017 г была вынуждена продать УСИКН сначала Городской инновационно-лизинговой компании, а затем компании Нефтеперевалка.

Самаратранснефть-терминал является основным производственным активом ГК Петронефть, ныне находится в процедуре банкротства.
В эту группу также входят СамараТранснефть, Самаранефть-сервис, Петронефтегаздобыча, ПСК НефтеГазСтрой и Николаевский НПЗ.
НПЗ, расположенный в Волжском районе Самарской области, является основным производственным активом Самаратранснефть-Терминала.

Этот независимый НПЗ достаточно активно развивался.
В 2014 г. была введена 1я технологическая очередь завода мощностью 250 тыс. т/год, началось строительство 2й и 3й очередей.
После их введения в эксплуатацию суммарная мощность первичной переработки сырья вырастет до 4 млн т/год.
Ранее предполагалось до 2019 г. внедрить на НПЗ вторичные процессы переработки, что позволит выпускать топливо стандарта Евро-4 и Евро-5.

Но с конца 2018 г. у Самаратранснефть-терминала, как и у других независимых НПЗ, проявились серьезные финансовые проблемы.
Налоговый маневр в нефтянке России, в рамках которого будет обнулена экспортная пошлина на нефть при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), будет завершен к 2024 г.

В 2019 г. начался этап завершения налогового маневра, акцизы на бензин и дизтопливо выросли на 1/3, НДС - на 2%.

Рост НДПИ очевидно привел к росту себестоимости нефтепродуктов на НПЗ.
Налоговый маневр, конечно, дает доходы в госбюджет, но для независимых НПЗ, не входящих в структуру ВИНК, без возврата акцизов на нефтяное сырье - это прямой путь к банкротству.
Действительно, в январе 2019 г. компания уже не смогла выполнить обязательства по выплате 2го купона по облигациям серии БО-03 и 5го по классическим бондам серии 01.
В связи с этим технические дефолты, допущенные в декабре 2018 г., в начале 2019 г. переросли в полноценный дефолтный дуплет.
В январе 2019 г. стало известно, что проблемы охватили всю группу компаний, и Петронефть сменила владельцев.
По 33% группы принадлежит компаниям Рид С. Суслова, Спецресурс-Сервис А. Соловьева и Даматриа А. Рябкова.
При этом доли участия всех 3 новых акционеров находятся в залоге у Абсолют банка, владеющего оставшимся 1% ГК и УК Трансфингруп, структуры НПФ Благосостояние.
Ранее 99% Петронефти владел Р. Трошев - персона малопубличная.
С его именем связывается ряд судебных разбирательств в 2013 г. в Красноярском крае.
Очевидно, что компании с целью снижения затрат стали использовать не всегда отработанные технологии.

26 апреля 2019 г. в г. Минск прошли переговоры операторов МНП Дружба по вопросу восстановления транспортировки нефти по нефтепроводу и нормализации ситуации с качеством нефти.
Во встрече приняли участие представители Транснефти, Белнефтехима, Минэнерго РФ, РЖД, операторов нефтепровода Дружба на территории Украины и Польши - Укртранснафты и PERN.
Участники переговоров согласовали техническое решение по возобновлению работы МНП Дружба, вопросы компенсации в ходе встречи не обсуждались.

Проблемы с качеством нефти, транспортируемой по МНП Дружба, возникли 19 апреля 2019 г.
Источник загрязнения был обнаружен на участке МНП Самара - Унеча.
Транснефть предпринимает меры по нормализации качества нефти, откачивая нефть с повышенным содержанием хлорорганики и подмешивая более качественной нефти.
Некондиционная нефть поступила в Белоруссию и соседние страны, подключенные к МНП Дружба.
Вечером 24 апреля 2019 г. отбор нефти из МНП Дружба прекратила Польша, а сутки спустя транзит нефти по своему участку МНП Дружба остановила Украина.
Убытки - более 100 млн долл США, с перспективой роста.

27 апреля 2019 г. Д. Медведев строго поручил Минэнерго, Минпромторгу, ФАС и Ростехнадзору за 1 неделю провести проверку нештатной ситуации.
Любопытно, кто будет назначен виновным? Причина или следствие?


Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK