USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 87.23

+0.38

Природный газ 1.76

+0.02

4 мин
21396

Козыри для Батьки. У Белоруссии возникли вопросы по качеству российской нефти в нефтепроводе Дружба. Однако хлориды

Форс-мажор в отношениях не мешает сторонам решать технические проблемы, не педалируя политические вопросы. Это радует!

Козыри для Батьки. У Белоруссии возникли вопросы по качеству российской нефти в нефтепроводе Дружба. Однако хлориды

Москва, 22 апр - ИА Neftegaz.RU. Российско-белорусские отношения в нефтегазовой сфере, и без того сильно напряженные в последнее время, осложнились из-за ухудшения качества российской нефти.
Положительным моментом можно назвать то, что на фоне очевидного форс-мажора обе стороны профессионально подходят к решению сложившихся проблем, не педалируя политические вопросы, а планомерно работая по нормализации ситуации.

19 апреля 2019 г. Белнефтехим сообщил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по участку магистрального нефтепровода (МНП) Гомельтранснефть Дружба.
Речь идет о российской экспортном сорте нефти Urals, которая поступает транзитом в участок МНП Гомельтранснефть Дружба.
В поставляемой нефти Белнефтехим зафиксировал содержание хлорорганических соединений, превышающее предельные значения по стандарту в 10ки раз.
Позднее Гомельтранснефть Дружба уточнила, что фиксировалось превышение в 17 раз.
Компания проинформировала о сложившейся ситуации операторов МНП Дружба из других стран.
В самой Белоруссии значительное превышение содержания хлоридов в нефти потребовало оптимизации режима работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Так, на заводах принимаются защитные мер по недопущению повреждения заводского оборудования.

Основная причина повышенного содержания хлорорганических соединений в экспортируемой нефти - активное использование химических реагентов, используемыми при добыче, в основном это деэмульгаторы и ингибиторы коррозии.
Беспокойство белорусов понятно, повышенное содержание хлорорганических соединений в перерабатываемой нефти может привести к выходу из строя оборудования блоков предварительной гидроочистки сырья установок риформинга, гидроочистки реактивного и дизельного топлива из-за образования хлористого водорода (HCl) в процессе их гидрирования.

Теоретически, экспортный состав нефти прописан в контракте с Транснефтью - оператором нефтетранспортной системы (НТС), поэтому - это явное нарушение контракта.
Почему в условиях обострения нефтетранспортных отношений между властями РФ и Белоруссии Транснефть допустила несоответствие контракту состава экспортируемой нефти? Это непонятно.
Может быть это неслучайно?

Транснефть ныне сообщает о беспрецедентной активности в части урегулирования последствий этого странной ситуации:
- проводится максимальная откачка нефти с повышенным содержанием хлорида;
- в экспортную нефть подмешивается более качественная нефть;
- компания ежесуточно мониторит показатели по наличию органических хлоридов, а также проводит анализ арбитражных проб на предмет определения источника загрязнения;
- 21 апреля 2019 г., был назван источник загрязнения - это происходит на участке Самара - Унеча МНП Дружба;
- ведется диалог с белорусскими партнерами для минимизации последствий для НПЗ, в т.ч за счет задействования альтернативного маршрута снабжения Мозырского и Новополоцкого НПЗ.

Полностью нормализовать ситуацию с качеством поставляемой в Белоруссией нефти Транснефть рассчитывает 22-23 апреля 2019 г.
Впрочем, признаки снижения показателя примеси хлоридов и улучшения качества нефти Гомельтранснефть Дружба начала фиксировать уже 21 апреля 2019 г.
Общий объем нефти, не соответствующей стандартам, Гомельтранснефть Дружба оценивает в 700-1000 т.

21 апреля 2019 г. вице-премьер Республики Беларусь И. Ляшенко стремительно провел заседание оперативного штаба по контролю за ситуацией с поставками нефти.
Момент сбоя оказался крайне неудачным.
В Белоруссии сейчас идет посевная, поэтому спрос на топливо на внутреннем рынке находится на высоком уровне.
Также Белоруссия вынуждена ограничить экспорт нефтепродуктов, несмотря на высокий уровень спроса на нефтепродукты за рубежом.
Зампред концерна Белнефтехим В. Сизов уточнил, что ограничение носит временный характер, и по мере исправления ситуации обязательства по поставкам иностранным контрагентам концерн исполнит.
Тем не менее, ситуация несет для Белоруссии как экономические, так и технические издержки.
И. Ляшенко уточнил, что технические издержки белорусских НПЗ будут определены в августе-сентябре 2019 г. во время ремонта.
Руководство Белнефтехима заявило, что Белоруссия намерена требовать с Транснефти компенсацию за поставку некачественной нефти.
Одновременно И. Ляшенко заверил в том, что белорусская сторона не сомневается в профессиональной компетенции российских коллег.

Ситуацию вокруг поставок российской нефти в Белоруссию представители 2 стран обсудят на встрече 23 апреля 2019 г.
С белорусской стороны участие во встрече примут представители Белнефтехима и директора белорусских НПЗ, а сама встреча пройдет на базе Транснефти.
Минэнерго РФ особо подчеркнуло, что проблема ухудшения качества нефти, поставляемой в направлении Белоруссии, носит технический характер и не связана с вопросами, которые обсуждаются с белорусскими партнерами в части взаимоотношений в нефтегазовой сфере на средне- и долгосрочную перспективу.
Это очень важное уточнение, поскольку на фоне обострения российско-белорусских нефтегазовых отношений.

В ближайшие месяцы России и Белоруссии предстоит согласовать цену на газ для Белоруссии на 2020-2024 гг.
В связи с этим белорусская сторона ищет дополнительные способы влияния на переговорный процесс.
Также недовольство у белорусской стороны вызывает и ограничения на ввоз ряда наименований сельхозпродукции из Белоруссии в Россию.
На совещании с правительством Республики Беларусь 11 апреля 2019 г. президент А. Лукашенко сравнил закрытие российского рынка для ряда товаров из Белоруссии санкциями и заявил, что Белоруссия должна реагировать и принимать соответствующие меры.
А. Лукашенко предупредил, что Белоруссия при необходимости будет закрывать нефтепроводы для проведения ремонтных работ, несмотря на транзит через них российской нефти.
Транснефть же считает, что белорусский участок МНП Дружба находится в удовлетворительном состоянии и не нуждается в остановке на ремонт.
Также Белоруссии не понравилось то, что ФАС РФ отклонила доводы Белоруссии о необходимости повышения тарифов на транзит нефти на 23,1% в связи с требованиями улучшения экологии.
А 19 апреля 2019 г. А. Лукашенко в ходе ежегодного послания белорусскому народу и парламенту призвал ускорить завершение модернизации белорусских НПЗ для того, чтобы не «ходить с протянутой рукой», а покупать нефть на мировом рынке.


Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram