Об этом сообщила Газпром нефть.
Финальным этапом проекта, на реализацию которого понадобилось 4 года, стали постановка на дежурство в Обской губе 2го ледокола компании - «Андрей Вилькицкий» и начало работы первой в мире цифровой системы управления арктической логистикой Капитан.
Ключевой элемент уникальной транспортной системы - стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики, установленный в акватории Обской губы.
Неподалеку есть СМЛОТ Варандей ЛУКОЙЛа, но СМЛОТ Ворота Арктики - единственный в мире нефтеналивной терминал, работающий в пресных водах и сложных ледовых условия.
Благодаря вводу в эксплуатацию нефтетерминала в 2016 г. удалось обеспечить круглогодичную отгрузку нефти сорта Новый порт (Novy Port) с Новопортовского НГКМ, открытого еще в начале 1960х гг.
На старте реализации проекта рассматривались 12 вариантов отправки нефти, включая отгрузку ж/д транспортом и по магистральному нефтепроводу (МНП).
Только на разработку концепции потребовалось 2 года.
Доставка углеводородов водным транспортом по Северному морскому пути (СМП) оказалась не только самым эффективным вариантом, позволившим приступить к освоению месторождения.
Это еще и стратегически верное решение Газпром нефти с учетом планов властей РФ по освоению СМП.
Для любознательных напомним, что в соответствии с майским (7 мая 2018 г. № 204) указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» грузовой поток по СМП должен составить 80 млн т/год ( в 2018 г. - порядка 18 млн т/год), а СМП стать «ключом к развитию Русской Арктики».
Минприроды РФ в марте 2019 г. подготовило Комплексный план по развитию, освоению и переработке минерально-сырьевой базы Арктической Зоны РФ (МСБ АЗРФ).
Особые условия Обской губы потребовали формирования собственных танкерного и ледокольного флотов компании, способных работать на мелководье.
Для доставки нефти до танкера-накопителя, установленного на рейде Кольского залива, по заказу Газпром нефти были построены 6 нефтеналивных танкеров серии «Штурман» ледового класса Arc7, которые могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,5 м.
В марте 2016 г. на воду был спущен 1й из 6 Штурманов - нефтеналивной танкер «Штурман Альбанов», а в мае 2016 г - 2й из серии танкер Штурман Малыгин.
Кроме того, в акватории Обской губы круглосуточно с января 2019 г. дежурят 2 мощных дизель-электрических ледокола нового поколения - «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», которые в 2018 г. сошли со стапелей Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Головной ледокол проекта IBSV01 «Александр Санников» был заложен 3 ноября 2015 г.
«Андрей Вилькицкий» - 2е судно серии - был заложен 14 декабря 2015 г
Современные ледоколы обеспечивают безопасный подход танкеров к нефтетерминалу и выполняют широкий перечень задач в тяжелых ледовых условиях: швартовные операции, буксировку, защиту Ворот Арктики от ударных воздействий льда.
На сегодняшний день «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» являются самыми мощными и технологичными дизель-электрическими ледоколами в мире.
Характеристики:
- длина 121,7 м, ширина 26 м, осадка 8,0 м,
- мощность 21,5 МВт,
- водоизмещение 8699 т,
- тип пропульсивной установки - дизель-электрическая мощностью 2*7500 кВт (корма) и 1*6500 кВт (бак);
- 3 винто-рулевых колонки (ВРК) типа Azipod,
- ледопроходимость на класс РС Icebreaker8.
Инвестиции в освоение Новопортовского НГКМ с начала реализации проекта составили более 300 млрд руб., за это время введено в эксплуатацию 11 объектов инфраструктуры, добыто более 15 млн т нефти.
Тезисы первого замгендиректора Газпром нефти В. Яковлева:
- несколько десятилетий никто не мог подступиться к богатым ямальским месторождениям именно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры;
- найдя единственный рентабельный путь вывоза арктической нефти, создав эффективную логистическую схему, мы не только обеспечили развитие Новопортовскому НГКМ, мы «распечатали» новую крупную нефтяную провинцию;
- речь идет о перспективных проектах как на полуострове Ямал, так и в соседних районах ЯНАО;
- таким образом, создание транспортной инфраструктуры, по сути, стало ключом к формированию центра добычи федерального масштаба, а это, в свою очередь, придаст дополнительный импульс развитию арктического региона.
- мы рады, что компания успешно реализовала на Ямале такой крупный проект как создание логистической схемы для отгрузки арктической нефти;
- строительство инфраструктуры - ключевое звено в решении стратегической задачи по освоению Арктики. Без создания надежного транспортного сообщения невозможна разработка новых перспективных месторождений, которые в большом количестве находятся на севере округа;
- проекты крупных компаний позволяют развиваться не только региону, но и всей стране. В 2018 г. Ямал перечислил в федеральный бюджет более 1 трлн руб. налоговых отчислений.
Расположено в 30 км от побережья Обской губы.
Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд м3 газа. В 2018 г. Газпромнефть-Ямал добыла и транспортировал по СМП 7,1 млн т нефти сорта Novy Port.
В ноябре 2018 г. по СМП отправился 500й танкер с нефтью сорта Novy Port.
Инновационный проект Капитан реализован для обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза всего объема добываемой нефти сортов ARCO и Novy Port и повышения эффективности управления логистикой.
Аналитическая система использует такие потоки информации, как:
- объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях Газпром нефти и объемы накопления нефти в нефтехранилищах;
- местоположение и параметры движения судов;
- данные о ледовой обстановке на маршрутах;
- графиках приливов и отливов;
- погодных условиях;
- возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья.
- скорость движения на маршруте;
- расход топлива;
- загрузку судов.
Внедрение системы позволило значительно сократить сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти и оптимизировать транспортные издержки.
Задача новой системы - безопасно управлять логистикой в Арктике и обеспечивать вывоз всего объема добываемой нефти с минимальными затратами
Круглогодичная транспортировка нефти по СМП является частью арктической программы Газпром нефти Время Арктики.
Нефть с Приразломного и Новопортовского месторождений транспортируется танкерами-челноками в порт Мурманск, где на рейде в Кольском заливе находится танкер-накопитель Умба, с которого осуществляются дальнейшие поставки углеводородов на мировой рынок стандартными танкерными партиями.
Тогда танкер-накопитель Умба заменил на рейде в Кольском заливе танкер Белокаменку, завершившего 12-летний цикл работы в 2015 г.
Эта схема очень важна для Газпром нефти в связи с динамичным развитием проекта Новый Порт, объемы добычи на котором за последний год выросли более чем на 40%.
Уже на данный момент доля добычи в Арктике у Газпром нефти превышает 20% от общего объема добычи нефти.В стратегии развития до 2030 г. Газпром нефть делает особую ставку на освоение этого региона.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина