По дороге истории
Южно-Уральской железной дороге исполнилось 68 лет
Однако уже в предвоенные годы ЮУЖД стала ускоренно развиваться. Так, пополнение паровозного парка мощными паровозами стимулировало строительство и реконструкцию железнодорожных путей. От Челябинска до Омска были уложены вторые пути, кроме того, расширялись старые и строились новые депо, удлинялись станционные пути. В этот период вступили в строй новые линии. Реконструкция позволила к 1940 году в 2,4 раза увеличить грузооборот и в 2 раза - производительность труда железнодорожников. В годы войны челябинские железнодорожники сформировали 22 паровозные колоны, построили 8 бронепоездов, 4 поезда-бани, а также санитарные поезда.
Сегодня, как отметили в ЦОС МПС РФ, эксплутационная ЮУЖД составляет 4806,6 километров, что примерно равно 5,6% от общей длины сети всех железных дорог России. Развернутая длина дороги доходит до 8 тысяч километров. Южно-Уральская магистраль пролегает на территории Челябинской, Курганской, Оренбургской, Куйбышевской и Свердловской областей, а также Казахстана и Башкирии. Дорога оснащена современным оборудованием энерго- и электроснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Осуществляется компьютерный контроль за перемещением локомотивов, вагонов, грузов и пассажиров.
По данным МПС, в 2001 году на ЮУЖД было перевезено около 70 млн. тонн грузов, тогда как в 1997 году эта цифра была равна 54 млн. тонн. Кроме того, значительно вырос пассажирооборот: по сравнению с 1999 годом этот показатель возрос на 18% и составил более 25 млн. человек. В минувшем году к фирменным поездам "Южный Урал" сообщения Челябинск-Москва и "Магнитка" сообщения Магнитогорск-Москва прибавился еще один, курсирующий по маршруту Челябинск-Анапа. В пригородном сообщении появился новый скоростной электропоезд Челябинск-Курган. В текущем году планируется провести реконструкцию станции "Сатка", удлинить станционные пути станции "Челябинск-Главный", осуществить оснащение пункта технического обслуживания сетевого значения станции Челябинск. Намечено также продолжить реализацию программы модернизации средств железнодорожной автоматики.