Сибирская нефть в Китай через Казахстан
Российские компании готовы экспортировать сибирскую нефть в Китай через Казахстан
Как сообщил в интервью еженедельнику "Панорама" заместитель генерального директора "КазТрансОйла" Сабр Есимбеков, свою заинтересованность транспортировать нефть в Китай высказали как нефтедобывающие компании в Казахстане, так и российские компании, разрабатывающие месторождения в Сибири. С этой целью российские нефтяники предлагают задействовать неиспользованные мощности нефтепровода Омск - Павлодар - Шымкент - Чарджоу, являющегося частью Восточного филиала "КазТрансОйла". По этому нефтепроводу, который в будущем может стать частью экспортного нефтепровода Западный Казахстан - Западный Китай, российские компании могли бы транспортировать нефть в китайском направлении, а также на Сейдинский НПЗ (Чарджоу) в случае соответствующих договоренностей с Туркменистаном.
Г-н Есимбеков полагает, что маршрут, по которому сибирская нефть может транспортироваться через Казахстан в КНР, никак не помешает российским компаниям участвовать совместно с казахстанскими коллегами в строительстве участка Атасу - Алашанькоу. Он считает, что благодаря новому маршруту через РК сибирские компании смогут диверсифицировать свой экспорт сырой нефти в Китай с учетом предполагаемого спроса.
В Казахстане, сказал г-н Есимбеков, ужу ведется строительство нефтепроводных участков, которые в дальнейшем смогут быть интегрированы в нефтепровод Западный Казахстан - Китай. Помимо этого, речь идет о возможном реверсировании нефтепроводов Кенкияк - Атырау и планируемого Кумколь - Кенкияк.
В целом же, как напомнил г-н Есимбеков, в 1999 году уже было разработано технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) строительства экспортного нефтепровода Западный Казахстан - Западный Китай. ТЭО, в частности, показало экономическую эффективность данного проекта при наличии не менее чем 20 млн тонн нефти в год. По оценке китайской стороны, стоимость проекта строительства нефтепровода из Западного Казахстана до границы с КНР составляет приблизительно 2,5 млрд долларов.
В любом случае, отметил собеседник, в настоящее время речь не идет о немедленном строительстве казахстанско-китайского нефтепровода, поскольку реализация данного проекта станет возможна лишь после начала промышленной эксплуатации морских месторождений на казахстанском шельфе и роста добычи нефти в Актюбинской и Кызылординской областях.