Нефтепровод из Казахстана на китайские деньги
Китай оплатит строительство нефтепровода из Казахстана
"Принято совместное с китайской CNPC решение о начале строительства нефтепровода в середине 2004 г. с целью поставлять в Китай 20 млн тонн, а в перспективе - до 50 млн тонн в год, - сказал Кабылдин. - Китайская сторона предоставляет все необходимое финансирование". Длина нефтепровода - 1.000 километров, стоимость - 800 млн долл. Причем, по словам К.Кабылдина, Китай готов полностью взять на себя финансирование проекта. Все будет зависеть от условий поставок нефти, добавил он.
Отметим, что этот нефтепровод может стать первой ниткой, соединяющей страны бывшего СССР с быстрорастущими северо-западными провинциями Китая, куда российская компания ЮКОС планирует протянуть трубопровод от месторождений Западной и Восточной Сибири.
"Направление Западный Казахстан-Китай сейчас активизируется. Наверное, ситуация с ЮКОСом сыграла определенную роль", - сказал К.Кабылдин. Еще месяц назад Казмунайгаз говорил, что готов финансировать китайский проект самостоятельно и называл суммы до 1 млрд долл.
По словам Кабылдина, заполнить новый маршрут казахстанская сторона надеется за счет нефти, добываемой CNPC на западе Казахстана, и Кумкольской группы месторождений на юге страны, разрабатываемой российской ЛУКОЙЛ и канадской PetroKazakhstan. "Нефтепровод планируем построить к 2006 г. ", - сказал К.Кабылдин. К этому моменту добыча CNPC в Актюбинской области увеличится с 5,0 млн тонн в год до 8,0 млн тонн в год. Кумколь обеспечит 10-12 млн тонн, сообщил К.Кабылдин. Кроме того, казахстанская сторона надеется на интерес российских компаний к этому маршруту по схеме замещения. По словам К.Кабылдина, CNPC может поставлять нефть из Актюбинска в Атырау и далее Самару, а российские компании поставлять такой же объем по трубопроводу Омск-Павлодар. От этого нефтепровода до границы с Китаем проляжет новая нитка Атасу-Алашанькоу. Строительство всей китайской системы, включающей уже сданный в эксплуатацию участок из Актюбинской в Атыраускую области Кенкияк-Атырау, завершится со строительством среднего участка - Кенкияк-Аральск-Кумколь.
"Рынок единственного покупателя имеет определенные риски, и мы сейчас готовим коммерческие условия, которые на долгосрочный период будут гарантировать ценовую стабильность поставок нефти в Китай", - сказал К.Кабылдин.