По железным дорогам колесит все больше цистерн с нефтью
Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев отметил, что в течение последних лет под влиянием благоприятной конъюнктуры международного и российского рынка нефти и нефтепродуктов на сети российских железных дорог наблюдается устойчивая тенденция роста объемов перевозок нефтяных грузов
При этом перевозки нефтепродуктов возросли на 4 млн т (или 6.4%), сырой нефти - снизились на 1.5 млн т (или 3.6%). Сокращение поставок сырой нефти обусловлено наращиванием мощностей ОАО АК "Транснефть" для прокачки на экспорт.
Поставки нефтеналивных грузов через припортовые станции в 2004 г. увеличились по сравнению с предыдущим годом на 19% (сырая нефть) и 7% (нефтепродукты).
При этом перерабатывающие способности припортовых нефтебаз уже практически исчерпаны. Для развития отечественного транспортного потенциала ОАО "РЖД" совместно с заинтересованными нефтяными компаниями участвует в проектах развития инфраструктуры на подходах к портам.
Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие с ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", в соответствии с которым в кратчайшие сроки был построен современный терминал для перевалки нефтепродуктов "РПК Высоцк". ОАО "РЖД" в свою очередь выполнило необходимые работы по усилению инфраструктуры на подходах к порту и обеспечивает бесперебойный пропуск грузопотоков в новый терминал. В 2004 г. ОАО НК "Роснефть" в сотрудничестве с ОАО "РЖД" было выполнено развитие инфраструктуры станции Приводино Северной железной дороги и построен комплекс по наливу нефти в железнодорожные цистерны, перевозки которой осуществляются на экспорт через порт Архангельск.
Кроме инвестиционных проектов, совместно совершенствуется технология перевозки нефти. Так, в 2005 г. в Тюменской области был открыт современный высокотехнологичный комплекс по переработке газового конденсата - Пуровский завод. Для обеспечения вывоза продукции нового завода ОАО "РЖД" разработана технология организации маршрутных перевозок нефтепродуктов со ст. Пуровск Свердловской железной дороги до ст. Белое море Октябрьской железной дороги (порт Витино) и со ст. Пуровск до ст. Балтийский лес Калининградской железной дороги, а также для курсирования на данных направлениях закреплены цистерны инвентарного парка ОАО "РЖД".
Рассматривая географию экспортных поставок нефтяных грузов с участием железнодорожного транспорта надо отметить, что через порты и погранпереходы западной части России в 2004 г. было перевезено 92.6 млн т. При этом через передаточные пункты восточных регионов объемы транспортировки составили лишь 13.8 млн т.
Данный дисбаланс обусловлен особенностями российской транспортной системы. В европейской части России в Южном и Северозападном морских бассейнах расположена основная часть отечественных портовых комплексов, специализирующихся на перевалке нефтяных грузов. Это высокотехнологичный, построенный в 2004 г., комплекс в Высоцке, терминалы в Мурманске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Новороссийске, Туапсе и др.
В то же время в Дальневосточном морском бассейне нет портов, осуществляющих перевалку сырой нефти, и лишь одна крупная нефтебаза, специализирующаяся на работе с нефтепродуктами.
Соответственно, на восточном направлении, основная доля экспорта сырой нефти российских компаний имеет выход только на рынок Китая и перевозится железнодорожным транспортом через погранпереходы Забайкальск и Наушки.
В соответствии с Планом действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 гг.), который был утвержден 14 октября 2004 г. Президентом Российской Федерации В.В Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, стороны на основе принципа взаимной выгоды окажут поддержку увеличению поставок в Китай сырой нефти из России по железной дороге с тем, чтобы их объем составил в 2005 г. не менее 10 млн. тонн, а с 2006 г. ? не менее 15 млн т ежегодно.
Для обеспечения прогнозных объемов экспортных перевозок нефтяных грузов в Китай будет выполнено дополнительное развитие станций и путевого хозяйства Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог, модернизация участка Карымская ? Забайкальск в части электрификации и строительства вторых путей.
Строительная длина реконструируемого участка ? 218.8 км, стоимость реконструкции в ценах 2005 г. ? 31.3 млрд руб. На 2005 г. лимит капитальных вложений предусмотрен в размере 4391.2 млн руб. Принимая во внимание значимость перевозок нефти в Китай, Правлением ОАО "РЖД" принято решение определить целевой задачей на период 2005-2007 гг. увеличение провозной способности участка Карымская ? Забайкальск для перевозки 28 млн т грузов, в том числе 12 млн т сырой нефти.
Российские железные дороги имеют возможности обеспечить перевозку к 2010 г. до 20-40 млн т нефти в год в направлении на Китай и порты Дальнего Востока. Уже сегодня ОАО "РЖД" готово осуществлять перевозки до 8 млн. тонн нефти с месторождений Талакано-Ковыктинской и Юрубчено-Тохомской зон с использованием незагруженных пропускных способностей БАМа и Транссиба. Необходимо лишь обеспечить развитие портовых мощностей Дальневосточного бассейна по перевалке нефти, а также определить точки ее налива в железнодорожный подвижной состав. ОАО "РЖД" готово сотрудничать со всеми заинтересованными компаниями и гарантировать освоение всех предъявляемых объемов перевозок и связанные с ними доступные тарифы.
Для увеличения возможностей железнодорожного транспорта по перевозкам нефти на экспорт и для внутренних потребителей в Дальневосточном регионе при активном участии ОАО "РЖД" уже организована работа по восстановлению и развитию пункта налива нефти на ст. Уяр с мощностью до 9 млн т нефти в год.