Газпром поддерживает предложение по созданию всеми сторонами проекта Урал Промышленный –Урал Полярный специальной проектной компании (СПК), с возложением на нее основных обязанностей заинтересованных сторон по организации и синхронизации строительства (достройки) железнодорожных объектов, а также по оптимизации расходования финансовых средств.
Газпром готов внести в уставный капитал СПК железнодорожный участок Надым – Пангоды и станцию Обская-II.
Железнодорожный участок Надым – Пангоды (116 км), находящийся на балансе ООО «Газпром добыча Надым» и железнодорожный участок Новый Уренгой-Ямбург (231 км), находящийся на балансе ООО «Газпром добыча Уренгой» являются непрофильным направлением ОАО «Газпром», но стратегически важными для ЯНАО.
Этот участок является важным дополнением для реализации проекта развития Северного Широтного Хода (Обская - Салехард – Надым - Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево), входящего в УПУП.
Сейчас Газпром взял на себя обязательства по проведению усиления (достройки на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Надым – Пангоды» в объеме порядка 11, 8 млрд. руб. и станции «Обская – II» в объеме порядка 8, 0 млрд.руб. за счет собственных инвестиционных средств.
Газпром и раньше строил железные дороги в ЯНАО с целью обустройства своих месторождений углеводородов.
Сейчас Газпром завершает строительство железнодорожной линии до Бованенковского месторождения.
ЖД Линия «Обская-Бованенково» позволит обеспечить круглогодичную, быструю, наименее затратную и всепогодную доставку грузов и персонала на месторождения Ямала в условиях сурового полярного климата.
В 1-м квартале 2011 года ожидалось начало сквозного рабочего движения на участке ст. Бованенково – ст. Карская. И 15 февраля рабочее движение началось.
Железная дорога даст возможность перевозить до 3 млн. тонн грузов в год.
Это строительные материалы, техника, оборудование, металлоконструкции, ГСМ, химреагенты, трубы и кабели, необходимые для освоения Бованенковского и других месторождений на Ямале, а также строительства и эксплуатации системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта».
Кроме того, железная дорога позволит вывозить с месторождений полуострова жидкие фракции товарной продукции, в частности, газовый конденсат.
Строительство было начато в 1986 году и приостановлено в 1991 году. Газпром возобновил строительство в 2006 году. Окончание строительства планируется в 2012 году.
Общая протяженность железной дороги – 572 км. Освоено финансовых средств с начала строительства 147 млрд.руб., в 2011 году планируется к освоению 41 млрд.руб.
Кроме того, Газпром прорабатывает вопрос о необходимости строительства железной дороги Бованенково-Харасавэй (220 км), в целях транспортного обеспечения освоения Харасавэйского месторождения Бованенковской промышленной зоны.