Этот и другие вопросы обсуждались на рабочая встрече В. Путина и С.Шматко.
Строительство завода по производству СПГ на Чёрном море – это откровенная сенсация.
Около года назад позиция властей была однозначно в пользу более дешёвой «трубы».
Нынешняя позиция не совсем понятна.
Объединение поставок по трубе и танкерных поставок СПГ выглядит, как ослабление позиций Южного потока.
Это на руку его главному конкуренту – проекту Набукко.
Поставки СПГ танкерами с Юга России изначально не могут быть самыми дёшёвыми, потому что транспортное «узкое место» - пролив Босфор не позволяет пропускать самые эффективные большие газовозы (Q-Flex и Q-Max).
Возможно использование только газовозов Conventional общего назначения дедвейтом до 154 тыс. м3.
Технология СПГ востребована, но, в основном нужна рынку на трансконтинентальных маршрутах. Безусловно, эффективна будет поставка СПГ с Ямала компанией Новатэк, который заключил соглашение с Атомфлотом на транспортировку газа Севморпутём.
Однако, поставки СПГ, как альтернатива Южному потоку, выглядят более правдоподобно.
Мощность завода по производству СПГ составляет около 10 млрд. м3 газа в год, в то время, как мощность Южного потока – более 60 млрд. м3 газа в год.
Вероятно, сейчас после ряда публичных заявлений России и ЕС по «Третьему энергопакету», переговоры перешли в непубличную стадию подготовки компромисса.
Пока мы не знаем результатов.
То, что «процесс идёт» косвенно подтверждает решение Турции дать разрешение на прокладку по своей территории Южного потока, хоть и с опозданием на полгода.
Если, например, ЕС настаивает на использовании Набукко, то объём поставок через Южный поток существенно уменьшится. А значит поставки СПГ будут эффективны.