Statoil зафрахтовал СПГ -танкер Arctic Aurora у Dynagas для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с завода в Хаммерфесте.
Здесь сжижается природный газ, добываемый на месторождении Снёвит, расположенном в норвежской части Баренцева моря на глубине воды в 340 м в 160 км от берега.
Это - первый в мире арктический проект по производству СПГ.
Как и со Штокмановского проекта, ранее планировалось, что поставки с завода в Хаммерфесте будут идти, в основном, в США.
Однако в Америке случилась сланцевая революция и Statoil , в основном, поставляет арктический СПГ с месторождения Снёвит в Испанию.
Но азиатский рынок манит, особенно это выгодно именно с арктических месторождений.
И как бы не рассказывал нам всем глава AP Møller-Maersk Н.Андерсен о том, что Северный морской путь (СМП) станет коммерчески привлекательны только через 10-20 лет, Statoil решила попробовать раньше и изучить дальнейшие возможности диверсификации поставок с завода в Хаммерфесте.
19 сентября 2013 г танкер-газовоз Arctic Aurora, загрузившись СПГ с терминала в Хаммерфесте двинулся курсом на СПГ - терминал Футтсу в Японии.
Зафрахтованный Statoil танкер -СПГ Arctic Aurora - высокотехнологичное судно для перевозки СПГ с грузовыми танками мембранного типа грузовместимостью 155 тыс м3 и оборудованное 3-топливной, в тч газовой, дизель-электрической силовой установкой.
Газовоз обладает ледовым классом, установленное на нём специальное оборудование позволяет Arctic Aurora работать в зимних условиях, в том числе и на трассе Северного морского пути во время открытой навигации.
Эксперты отмечают, что на рынке постепенно будет расти число мембранных танкеров-СПГ, более дешёвых в эксплуатации и вместительных по сравнению со ставшими уже традиционными и доминирующими сегодня на рынке сферическими.
СПГ-танкер Arctic Aurora поступил в распоряжение Dynagas в конце июля 2013 г.
Это 2-й мембранный СПГ-танкер, построенный по заказу греков на корейской верфи в Улсане, принадлежащей Hyundai Heavy Industry.
Первый мембранный СПГ-танкер, имянаречённый Yenisei River, был передан владельцу также в июле 2013 г и уже зафрахтован на несколько лет Gazprom Marketing & Trading.
GM&T уже использует принадлежащий Dynagas газовоз Ob River.
В 2012 г этот СПГ-танкер стал 1-м в мире газовозом, прошедшим с грузом СПГ по СМП.
СПГ-танкер Ob River тогда также загружался СПГ с терминала в Хаммерфесте и доставил 5 декабря 2012 г СПГ на терминал Кита- Кюсю в Tobata, южной Японии.
Завод Tepco в Futtsu имеет мощность 20,2 млн т/год и получает долгосрочные поставки газа из Индонезии, Малайзии, Катара , Австралии , Омана, Абу-Даби, Брунея и России.
Тогда Tepco не имела контракта на поставку газа Statoil.
Есть уже и 3-й такой СПГ-танкер, имянареченный Река Лена, но он, зафрахтованный GM&T, пока не в Арктике, а движется по Персидскому заливу, вероятно, в Катар за СПГ.
Стоит отметить, что СПГ-танкеры ледового класса стоят дороже, но доставка по СМП существенно короче традиционного маршрута из Европы в Азию через Суэцкий канал или Африку.