30 января 2015 г на острове Мадай, принадлежащем Мьянме, был официально открыт глубоководный нефтяной порт Кьяукпхью (Kyauk Phyu).
Первый танкер, грузоподъемностью 300 тыс т, выгрузил на принадлежащий CNPC нефтетерминал острова сырую нефть.
Нефть из резервуаров нефтетерминала CNPC будет поступать в Китай по МНП, который проходит параллельно ранее построенному магистральному газопроводу (МГП), по которому газ из блока Шве у побережья Ракхайн также поступает в Китай.
Предполагается, что нефтеналивные танкеры будут швартоваться у нефтетерминала, по-меньшей мере, 3 раза в месяц.
На церемонии открытия порта глава Минэнерго Мьянмы У Зай Яр Аунг был обрадован завершением проекта строительства магистрального нефтепровода (МНП) Мьянма-Китай, где нефтяной порт острова Мадай был отправной точкой.
Посол КНР в Мьянме Ян Хоулань заявил, что этот проект укрепит отношения 2х стран.
Китай получит столь необходимую стране нефть, а Мьянма - пошлины, взимаемые за хранение нефти и использования МНП.
В марте 2009 г Китай и Мьянма (Бирма) заключили соглашение о строительстве нефте- и газопровода о поставке углеводородов в провинции Юннань и Гучжоу на юго-западе страны.
В те годы действовал режим санкций против Мьянмы, чем и воспользовались китайцы.
Они хотели решить 2 задачи:
- укрепить торгово - экономические отношения с соседней страной,
- ранее Китай получал с Ближнего Востока и из Африки около 75% всей импортируемой нефти, и основная часть поставок проходила через Малаккский пролив, где много пиратов.
По МНП Мьянма - Китай может транспортироваться до 400 тыс барр/сутки, что составляет около 8% импортируемой в Китай нефти.
Еще 50 тыс барр/сутки нефти (10%) из нефтетерминала CNPC будет использовать Мьянма.
Ранее предполагалось, что Мьянма будет получать фиксированную сумму 7 млн долл США + 1 долл США/т прокаченной по МНП нефти.
Уже в ноябре 2009 г CNPC начала строительство нефтяного порта на острове Мадай в штате Ракхайн и закончила в мае 2014 г.
Тестирования МНП состоялись 28 января 2015 г в Янгоне.
Протяженность МНП Мьянма -Китай составляет 771 км.
Проект МНП был реализован консорциумом Китайской нефтегазовой акционерной компании, с долей участия 50,9 %, и государственной нефтегазовой компании Мьянмы - 49,1%.
Пропускная мощность на 1м этапе - 12 млн т/год нефти, а затем - 22 млн т/год нефти.
Местные жители и рыбаки немного расстроены строительством глубоководного нефтяного порта, ожидая аварийных разливов нефти, но власти утверждают, что Китай в рамках соглашения справится с любым разливом нефти.
Для любознательных сообщим, что магистральный газопровод (МГП) Мьянма - Китай , параллельно с которым идет нефтепровод в Китай, также берет начало в порту Кьяукпхью (Kyaukphyu) на западном берегу Мьянмы, ведет к пограничному г Жуйли провинции Юньнань на Юго-Западе Китая и заканчивается в г Гуйган Гуанси-Чжуанского автономного района.
МГП были сдан в эксплуатацию в октябре 2013 г и к ноябрю 2014 г по нему уже было доставлено около 3 млрд м3 газа.
Интерес МГП Мьянма - Китай у обывателей вызвал тем, что его стоимость составляет около 3 млн долл США/км.
Из Туркменистана в Китай строить МГП дороже на более чем 2 млн долл США/км, а про стоимость МГП Сила Сибири в сравнении с этим МГП, даже говорить страшно.