Не всегда высокосернистая нефть соответствует экспортным параметрам, и что-то нужно делать.
Транснефть готовит проект по выделению экспорта высокосернистой нефти в отдельное направление
Об этом 25 мая 2015 г рассказал глава Транснефти Н.Токарев.
Выделение такого экспорта позволит поддерживать уровень традиционных экспортных сортов нефти.
На в/сернистую нефть есть свой покупатель.
Если НПЗ технологически ориентирован на переработку в/сернистой нефти, то легкую нефть на этом заводе будет перерабатывать нетехнологично.
Кому -то нужна легкая нефть, кому-то тяжелая или сернистая.
К примеру, американские НПЗ ориентированы на переработку тяжелой нефти, поэтому получаемую легкую сланцевую нефть и газовый конденсат переработать не могут.
Именно из-за избытка легкой нефти сейчас в США пытаются разрешить экспорт нефти.
Сейчас и нефтедобывающие компании, и транспортные и госрегуляторы РФ пытаются выработать компромисс.
Дискуссия - жаркая, но какой-то баланс интересов будет достигнуть, считает Н.Токарев.
Пока что, вся нефть в нефтетранспортной системе (НТС) Транснефти смешивается в трубе и общим потоком экспортируется.
Покупатели на местах большей частью сепарируют нефть, отделяя нужную нефть из общего потока.
Предложение выделить экспорт в/сернистой нефти в отдельное направление- достаточно революционное, но , вероятно, необходимое.
Транснефть, похоже исчерпала возможности поддержания на должном уровне экспортных поставок нефти.
Н.Токарев напоминает о малом плече доставки нефти из порта Усть-Луга, имея ввиду Европу.
В этом выигрыш покупателей, которые об этом не задумываются.
Но, вероятно, это последний резерв.
Транснефть уже давно использует непростые схемы смешения сортов и схемы поставок, позволяющие удержаться в пределах стандартов экспортных сортов.
Это делать все сложнее из-за постоянного роста доли тяжелой и в/сернистой нефти, поступающих с месторождений Волго-Уральского нефтепромыслового района, в тч, Татарстана и Башкортостана.
В начале июня 2015 г планируется совещание у вице-премьера А.Дворковича.
Сейчас идет подготовка этого совещания.
Предложения, которые разработал НИИ транспортировки нефти и нефтепродуктов (НИИ ТНН), дочка Транснефти, уже переданы на обсуждение в Минэнерго.
Решение, вероятно, будет принято в ближайшее время.
Пробные партии в/сернистой нефти уже поставлялись через нефтетерминал в Усть-Луге.
Нефть была продана достаточно быстро, что говорит о том, что спрос будет.
На нефть такого качества были ориентированы европейские, и не только, НПЗ построенные в 70-80х гг.
У Н.Токарева нет сомнений в том, что рынок у этой нефти будет.
Некоторое противодействие со стороны производителей в/сернистой нефти, очевидно, будет, предполагает Транснефть.
Вопрос выделения экспортного потока в/сернистой нефти не только технологический, который Транснефть - решит.
В России не могут даже решить вопрос с банком качества нефти (БКН).
Минэнерго РФ давно ведет работу над созданием БКН, но - безуспешно.
БКН позволяет поставить доходы компаний в зависимость от качества нефти, поставляемой в НТС Транснефти.
В России БКН действует только в МНП КТК.
В остальных случаях нефть в НТС смешивается и стоимость ее усредняется, что продолжает делать цену для владельцев в/сернистой нефти преференциальной.
К примеру, смешиваясь в НТС Транснефти, тяжелая уральская и легкая сибирская нефть становится сортом нефти усредненного качества Urals.
Наличие БКН позволило бы владельцам легкой нефти получать компенсацию при снижении средней стоимости нефти.
Когда усреднения не будет, то доходность владельцев в/сернистой нефти уменьшится.
Одна из проблем многострадального МНП Баку-Новороссийск - тоже отсутствие БКН, что раздражает ГНКАР, которая поставляет легкую нефть, теряя доходность при смешивании в трубе.
В 2012 г Транснефть рассчитала то, что рост содержания серы на 0,1% снижает стоимость нефти на 0,124 долл США/барр.