15 октября 2015 г в Брюсселе было подписано соглашение о строительстве магистрального газопровода GIPL, который соединит Литву и Польшу.
Запустить МГП планируется к 2020г.
Cтроительные работы начнутся уже в ближайшее время.
Это, так называемое, южное направление интеграции газовых рынков Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы в континентальные газовые сети.
Был еще северный проект интеграции энергорынков стран Прибалтики - Finngulf LNG, но 5 октября 2015 г финская Gasum решила, что проекты СПГ- терминал Finngulf LNG и МГП Финляндия - Эстонией экономически нецелесообразны.
Предполагается, что строительство МГП GIPL будет завершено в декабре 2019 г.
Еврокомиссия выступает посредником и планирует инвестировать в проект около 300 млн евро.
Председатель ЕК Жан-Клод Юнкер поведал, что МГП - первый инфраструктурный проект в области энергетики, который соединит балтийские страны с европейским рынком.
Введя в эксплуатацию МГП, ЕК планирует закончить энергетическую изоляцию балтийских стран и долгую зависимость от 1го поставщика - России.
Похоже, Европа слишком озабочена русофобией, если даже пример неэффективности FSRU Независимость не заставляет их отказаться от такой идеи мало эффективной идеи.
Ж-К.Юнкер бросил странную, как напевы Харе Кришна, фразу о том, что вложенные инвестиции принесут дивиденды - свободное течение энергии в Европе.
Информацию о том, в какие расходы выльется строительство МГП для Балтийских стран, в Еврокомиссии решили не озвучивать.
Известно, что Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики (ACER) оценило финансовые масштабы строительства.
Правда это было более 1 года назад.
Агенство считает, что общая экономическая выгода от соединения газопроводов будет в 2 раза выше затрат.
Стоимость 534-километрового МГП тогда составляла 558 млн долл США, или 1,045 млн долл США/км.
Это обычная стоимость такого газопровода.
Для сравнения, стоимость МГП Сила Сибири раз в 8 больше в пересчете на 1 км.
Хотя и здесь возможны исключения.
Тендер на строительство 3го участка МГП Сила Сибири протяженностью 255 км был объявлен на 17,3 млрд рублей, что близко к 1 млн долл США/км.
ЕС компенсирует 50% НИОКР и 75% стоимости строительных работ по МГП GIPL.
Однако если брать страны по-отдельности, то на Польшу приходится основная часть расходов.
В свою очередь Литва, Латвия и Эстония - получающие чистую прибыль государства.
Когда начнутся конкретные работы, пока не сообщается.