Укртрансгаз запустил на территории Украины виртуальный реверс газа. Там где смог, без нарушения контракта с Газпромом.
Об этом 4 апреля 2016 г сообщил Нафтогаз, пояснив, что механизм виртуального реверса был запущен в пунктах соединения украинской газотранспортной системы (ГТС) с ГТС Словакии, Польши и Венгрии.
Укртрансгаз впервые реализовал на Украине 2 практики, стандартные для европейского рынка транспортировки газа.
Применение операционных балансирующих счетов (operational balancing account, OBA) с операторами смежных ГТС и внедрение возможности виртуального реверса (backhaul).
Эти практики будут действовать на пунктах соединения украинской ГТС с ГТС соседних стран ЕС, не заблокированных сейчас Газпромом: Будинце (Словакия), Германович (Польша) и Берегдароц (Венгрия), - тепло пояснили в Нафтогазе, добавив, что операционный балансирующий счет отражает разницу между объемами газа, заказанными поставщиком, и технологически перемещенными по межгосударственным магистральным газопроводам (МГП), соединяющим ГТС сопредельных государств.
Зачем Украине нужен реверс?
Украина не хочет покупать газ у Газпрома, но не хочет платить за транзит российского газа, покупаемого у Европы.
А Газпром не хочет потворствовать откровенно политическим амбициям антироссийских властей по газу.
Газпром, вероятно, много в чем не прав, но в данном случае - прав, откровенно прав.
Чтобы сэкономить на транзите по своей территории Украина идет на различные ухищрения.
Для украинских обывателей поясним, что под не заблокированными пунктах соединения украинской ГТС с ГТС соседних стран ЕС нужно понимать ранее не используемые по контракту с Газпромом ГИС.
Включение этих ГИС в систему реверса газа из ЕС- это затраты, немалые затраты, в тч на строительство и реконструкция под реверс МГП, предназначенных на прямые поставки еще советского газа.
Поэтому говорить об экономической выгоде Украины при реверсе газа уже давно не приходится.
А если учесть, что и реверс газа осуществляется на кредитные ресурсы добрых европейцев, то нужно твердо сказать, что власти Украины не только антироссийские, но и антиукраинские.
И все слова о выгоде реверса - это обман украинских обывателей.
С начала 2016 г более 20 компаний импортировали на Украину газ через пункты соединения с ГТС ЕС.
По прогнозу Нафтогаза, к июлю 2017 г виртуальные поставки газа по газопроводам - интерконнекторам с Польшей будут составлять 4 млрд м3/год, с Венгрией – 6 млрд м3/год, с Румынией – 16 млрд м3/год, со Словакией – 39 млрд м3/год.
В сумме это составляет 65 млрд м3/год газа.
Но Украина и в лучшие годы не использовала столько газа.
Да и не будет в ЕС столько газа для Украины, если, конечно, Газпром не подкинет.
Но, тогда ЕС должен согласиться на МГП Северный поток -2.
А пока Нафтогаз сожалеет, что Газпром не дал своего согласия на виртуальный реверс, в результате чего страна не может запустить этот механизм на всех точках входа и выхода своей ГТС.
Чтобы получить еще больше виртуального газа?
Эти действия Украины крайне нежелательны именно для ЕС, потому что подталкивают Европу на согласие по МГП Севреный поток-2.
Как могут это не понимать украинские политики?
Напомним, что 4 февраля 2016 г депутаты Верховной Рады большинством голосов приняли законопроект, который дает право Украине на виртуальный реверс газа.
И несмотря на то, что виртуальный реверс является прямым нарушением контракта западных стран с Газпромом, Киев решил, что у них свои законы, а мнение остальных - это их проблемы.
Нафтогаз давно и упорно настаивает на том, чтобы Газпром уступил и позволил компании начать виртуальный реверс газа.
Однако Газпром своей позиции не меняет и не предоставляет шиппер-коды Украине.
Как Украина может распоряжаться газпромовским газом в украинской трубе, если пункты сдачи у нас находятся в Европе? Нужно очень внимательно посмотреть, является ли такого рода схема законной, - еще в 2014 г поведал А.Миллер.
Шиппер-коды (shipper code pairs) являются одним из технических моментов процесса реверса газа.
Они должны быть известны обоим операторам.
С помощью этих кодов происходит расшифровка не только общих объемов транспортируемого газа, но и конкретных продавца и покупателя газа.