Многие нефтяные компании стали отказываться от перевалки нефти в глубоководном порту Махачкала из-за разгула криминала, в результате которого компании несут ощутимые потери сырья.
Об этом 22 июня 2016 г рассказал официальный представитель Транснефти И. Демин.
По его словам, сегодня глубоководный экспортный порт Махачкала отстает от графика.
В июне 2016 г общий план отгрузки составляет 217 тыс т нефти.
По факту сегодня идет отставание 49 тыс т.
Срыв графика связан с не приходом танкеров, их перенаправлением грузоотправителями в другие порты на Каспии.
Основная причина - завышение фактических потерь при приеме нефти в резервуары нефтебазы Дагнефтепродукта от максимально возможных в 7 раз.
Печаль Транснефти понятна.
В 2012 г ГНКАР поведала о снижении объема прокачки по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку-Новороссийск - северному маршруту, пояснив это необходимостью увеличения переработки нефти на местных нефтеперерабатывающих заводах.
В ноябре 2013 г Транснефть начала работы по консервации МНП Ширвановка-Махачкала на границе с Азербайджаном.
Тогда казалось, что подзагрузить опустевший МНП Баку-Новороссийск можно увеличением поставок туркменской, казахстанской и, возможно, иранской нефтью.
Нынешняя ситуация ставит крест на этих мечтах.
В начале июня 2016 г Транснефть официально обратилась к общественности с целью привлечь внимание к проблеме экспортного порта Махачкала, который может перестать существовать из-за криминальной обстановки, сложившейся на нефтетерминале Дагнефтепродукт.
В компании тогда заявили, что в Транснефть неоднократно поступали сообщения от компаний, который жаловались на произвол, который творится в порту Махачкала.
К примеру, в мае 2016 г Дагнефтепродукт, приняв 5 тыс т туркменской нефти, отказался сдать этот объем в систему Транснефти и пытался принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы.
И таких обращений у Транснефти - великое множество.
Более того, Черномортранснефть заявила, что при приеме нефти в систему МНП из резервуаров Дагнефтепродукт фиксируется превышение допустимых значений такого показателя нефти, как «массовая концентрация хлористых солей», а также повышенное содержание воды.
Только за 1 кв 2016 г было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров Дагнефтепродукт.
В течение 2015 г их было до 50.
Порт Махачкалы - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии.
В непосредственной близости от порта расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс м3 единовременного хранения, которая соединена с МНП Баку-Новороссийск.
По прибытию в порт Махачкала нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах Дагнефтепродукт.
Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО «Махачкала»Черномортранснефть в систему МНП.
Потерять этот порт - непозволительная роскошь.
И в Транснефти пытаются с этим бороться, но пока безуспешно.
В марте 2016 г Д. Медведев провел совещание по развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), на котором упрекнул чиновников Северного Кавказа в том, что они прикрывают теневой бизнес в ТЭК.
По мнению премьера, ситуация с развитием ТЭК на Северном Кавказе до сих пор остается тяжелой.
Однако дальше слов не дело не пошло.
Криминал цветет буйным цветом, а республиканские власти закрывают глаза.
Но самое печальное в этой истории то, что прародителем Дагнефтепродукта является Товарищество братьев Нобель.