Укртрансгаз подписал необязывающий меморандум взаимопонимании (МОВ) с операторами газотранспортных систем (ГТС) Греции (DESFA S.A.), Болгарии (Bulgartransgaz EAD) и Румынии (NGTC Transgaz S.A.).
Подписание меморандума стало одним из результатов заседания рабочей группы высокого уровня CESEC по развитию газотранспортной инфраструктуры в Центральной и Юго-Восточной Европе, которое состоялось 9 сентября 2016 г в г Будапеште.
Меморандум касается согласования плана действий относительно создания между Украиной, Румынией, Болгарией и Грецией газотранспортного коридора, который будет работать в 2 направлениях.
Летом 2016 г Украина активно готовились к этому знаменательному событию.
Необходимость такого соглашения для Украины очевидна - в преддверии окончания в 2019 г срока действия договора на транзит российского газа Украина пытается по максимуму загрузить свою ГТС.
В июле 2016 г стало известно, что операторы ГТС Украины, Румынии и Болгарии планируют предоставлять желающим поставщикам объединенную информацию о графике и объемах транспортировки природного газа из Украины в Болгарию и его реверса уже с 1 октября 2016 г.
А буквально днем ранее Украина подписала соглашение о соединении своих ГТС с Румынией через газоизмерительную станцию (ГИС) Орловка на Украине и румынской ГИС Исакча ( Isaccea).
Вот только, помимо всего прочего, большие вопросы вызывает состояние ГТС Украины.
В июне 2016 г Укртрансгаз с гордостью сообщал, что число отказов на магистральных газопроводах (МГП) Украины в 2015 г уменьшилось на 21%, однако недавняя авария на МГП Комарно - Дроздовичи показала, что и после ППР есть риски разгеметизации газопроводов.
А если взглянуть на ситуацию в целом, то износ ГТС Украины, построенной во времена СССР, близок к критическому.
Еще в 2011 г Нафтогаз сообщил о планах по инвестированию 3,5 млрд долл США в модернизацию ГТС.
Однако еще тогда требовалось вложить в 3 раза больше - около 10 млрд долл США.
С тех пор ситуация только ухудшилась и на данный момент требуется уже порядка 9 млрд долл США для нормального функционирования системы.
А это сопоставимо со стоимостью строительства столь нервирующего Украину МГП Северный поток - 2, максимальная цена которого с учетом всех финансовых ресурсов составляет 9,8 млрд евро.
Газпром отказался от транзита через Украины, и это разумно, потому что антироссийские власти Украины не допустили российские компании для участия в модернизации украинской ГТС.
Украина ждет деньги на модернизацию ГТС от Запада, но в условиях риска незагруженности и боевых действий на Украине, вряд ли Европа деньги даст.
Практика показывает, что не только Украину, но и бывшие страны соцлагеря Запад воспринимает скорее, как дойную корову или пушечное мясо для решения своих проблем в противостоянии с РФ.
Запад не только не дает деньги на ремонт украинской ГТС.
Запад, который торпедировал все связанные с РФ энергетические проекты в Болгарии, не может помочь властям этой страны погасить постоянно растущий долг по делу АЭС Белене.
Но власти Украины, похоже, свято верят в чудо, участвуя в CESEC.
Рабочая группа высокого уровня CESEC была создана в феврале 2015 г с целью ускорения процесса интеграции Центральной и Юго-Восточной Европы на рынках газа и диверсификации поставок газа в Австрии, Болгарии, Хорватии, Греции, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Словении и , в целом, ЕС.
Предполагается, что это позволит лучше координировать усилия по реализации трансграничных и трансъевропейских проектов, диверсификации поставок газа в регионе.
Украина раньше была на окраине России.
Теперь устойчиво находится на окраине энергетической политики ЕС:
- каких -либо значимых газопроводов, расположенных на Украине, ЕС использовать не намерена,
- о каких -либо значимых объемах сетевого газа, законтрактованного для доставки транзитом через Украины, тоже не известно.