В ходе заседания 20го Экспертного совета Транснефти участники обсудили систему транспортировки нефтепродуктов, ход реализации инвестпроектов компании и развитие биржевой торговли.
Как сообщили в пресс-службе компании, заседание прошло 13 сентября 2016 г в г Москве.
В работе Экспертного совета Транснефти приняли участие вице-президент компании М. Маргелов, зам вице-президента В. Назаров и начальник управления стратегического развития Р. Мингазетдинов.
Выступая с приветственным словом, М. Маргелов отметил, что за последние годы биржевая торговля энергоресурсами, как рыночный институт, доказала свою востребованность не только со стороны участников рынка, госорганов, но и со стороны общественности.
По словам его словам Транснефть добилась значительного прироста количества биржевых сделок нефтепродуктов.
Этому, в том числе, способствует активное развитие биржевой торговли нефтепродуктами способом поставки «франко-труба».
Этим способом поставка товара осуществляется по системе магистрального нефтепроводного транспорта Транснефти путем сдачи товара поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта.
М. Маргелов отметил важное значение реализации инвестиционных проектов по развитию системы магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП).
Цель развития МНПП напрямую связана с обеспечением задач по переориентированию перевалки нефтепродуктов из зарубежных портов в порты России - в балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также порт в г Новороссийске.
Говоря о развитии системы МНПП, В. Назаров в свою очередь отметил, что проекты направлены как на увеличение пропускных возможностей на экспортах направлениях, так и на обеспечение возможности дополнительных поставок на внутреннем рынке России.
В числе основных проектов в области транспортировки нефтепродуктов В. Назаров назвал «Юг», «Север», а также увеличение поставок топлива в направлении Московского региона, который является в настоящее время достаточно емким.
Конечная цель проектов развития МНПП – достижение транспортировки в объеме 56 млн т/год светлых нефтепродуктов к 2020 г.
Отметим, что проект «Юг» – реализуется в 2 этапа:
- прокладка участка от Волгограда до Новороссийска с завершением строительства в 4 кв 2017 г;
- строительство участка от Самарского региона до Волгограда с реализацией в 2020 г.
На 1м этапе планируется транспортировать 6 млн т углеводородов.
При этом в районе Волгоградской области будет функционировать железнодорожная эстакада для слива нефтепродуктов.
На 2м этапе, на участке из Самары до Волгограда, проектная мощность составит 6 млн т, на участке из Волгограда в Новороссийск – 11 млн т.
Проект «Север» также разделен на 2 крупных этапа.
В рамках 1го этапа будет реализован проект с условным названием «Север -15», 2м этапом станет «Север-25».
По словам В. Назарова, проект «Север -15» будет реализован уже в 2016 г, проект «Север-25» - в 2018 г.
При увеличении транспортировки в направлении порта Приморск до 25 млн т Транснефть планирует привлечь все ресурсы, которые в настоящее время поставляются тем или иным видом транспорта в направлении Прибалтики.
Речь идет о дизельном топливе стандарта Евро-5.
В сентябре 2016 г в рамках проекта «Север» планируется заполнение участка от Ярославля до Киришей – бывший нефтепровод, перепрофилированный под транспорт нефтепродуктов.
Это позволит выйти на плановые цифры в 15 млн т.
В октябре-ноябре 2016 г компания планирует ввод в эксплуатацию ряда промежуточных станций и резервуарных парков с тем, чтобы считать проект «Север-15» полностью завершенным.
В рамках проекта увеличения поставок нефтепродуктов в Московский регион будут обеспечиваться дополнительные поставки дизельного топлива, будет реализована поставка автомобильного бензина.
Сегодня в рамках проекта строится сливная железнодорожная эстакада в Рязанской области – «Шилово-3».
Дополнительный объем авиатоплива будут получать по железной дороге и уже по системе магистральных нефтепродуктопроводов транспортировать до московских аэропортов.
По итогам реализации проекта мы ожидаем плановые проектные мощности магистральных нефтепродуктопроводов в объеме свыше 14 млн т.
Данный объем будет транспортироваться в пределах московского кольца и с выдачей в пределах московского кольца, - деловито пояснил В. Назаров.
Проект будет реализован в 2018 г, также поэтапно.
В 2017 г Транснефть рассчитывает иметь возможность транспортировать 2 млн т бензина с нижегородского завода с последующим увеличением объемов бензина как со стороны нижегородского завода, так и со стороны Рязанского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).
Также в планах компании - увеличение приема бензина и дизельного топлива от Московского нефтеперерабатывающего завода (МНП).
В рамках 1го этапа 2,5 млн т/год авиатоплива будет приниматься на сливной эстакаде «Шилово -3» и транспортироваться в направлении Московского авиаузла.
В. Назаров также сообщил о планах компании по развитию мелкооптовой торговли касаемо способов доставки топлива конечными получателями.
Компания планирует иметь возможность отпускать топливо, в 1ю очередь, дизельное в автоцистерны в тех регионах, где ее присутствие невелико – Ленинградская область, Краснодарский край, Челябинск, Брянск.
Транснефть ожидает роста объема транспортировки нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ.
- Динамика впечатляющая.
Если в 2016 г мы ожидаем чуть менее 9 млн т общего транспорта, то, начиная с 2018 г, с учетом реализации проектов по развитию системы МНПП, прогнозируем уровень транспортировки в объеме 15,5 млн т и далее - выход на уровень более 16 млн т светлых нефтепродуктов, - привел конкретные цифры В. Назаров и напомнил, что пик объемов транспортировки на внутреннем рынке был зафиксирован в 2012 г – 11,5 млн т светлых нефтепродуктов, после этого динамика была отрицательная.
Отпуск покупаемых нефтепродуктов осуществляется примерно в 50% случаях на сторонних нефтебазах, аналогично – в 50% на наливных пунктах Транснефть.
В будущем это соотношение сохранится.
Биржевая торговля
Касаясь тенденций в области биржевой торговли нефтепродуктами, В. Назаров сообщил, что если в 2015 г торги в основном осуществлялись на условиях «франко –НПЗ» с последующим вывозом железной дорогой, то в 2016 г наблюдается резкий рост торговли на условиях «франко-труба».
Большая работа была проведена самой биржей, с начала 2016 г ситуацию постоянно мониторит ФАС.
Таким образом, биржевая торговля в 2016 г на «трубных» базисах начала достаточно хорошо развиваться и расширяться.
Это подтолкнуло Транснефть к тому, чтобы стать оператором товарных поставок.
Работа ведется во взаимодействии с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и ФАС России.
Сегодня на базисах Транснефть осуществляется полнофункциональный механизм организации биржевых торгов.
Целью является создание и совершенствование механизма организации биржевых торгов на базисах компании с обеспечением быстрой и надежной процедуры поставки биржевого товара по принципу «поставка против платежа».
Применяя и внедряя информационные системы, системы обмена информацией с РДК и биржей, компания рассчитывает уменьшить сроки передачи товара от продавца покупателю и, тем самым, сократить путь товара от производителя до получателя, что и входит в задачу оператора товарных поставок.
Торговля на бирже в настоящее время условно состоит из 2х звеньев: сама биржа и РДК.
При этом РДК выступает в качестве клирингового центра по проведению финансовых операций между покупателем и продавцом.
Транснефть предлагает 3е звено – себя в качестве оператора поставок.
Благодаря появлению 3го звена передача товара от продавца покупателю будет происходить также быстро, как осуществляется платеж: Транснефть в качестве оператора товарных поставок заключает соответствующе договоры с участниками биржевой сделки и посредством информационных систем обеспечивает передачу продукта в эти же сутки, в течение 1го дня, от продавца покупателю.
При биржевой сделке оператор товарных поставок и РДК являются гарантами перехода права собственности на биржевой товар.
Переход права собственности осуществляется на базисах компании Транснефть на основании открытого товарного счета в сжатые сроки, максимум на 2е сутки, что достигается посредством использования автоматизированной системы и постоянного обмена информацией между оператором товарных поставок, РДК и самой биржей.
- Планируется, что в рамках имеющихся договоров хранения с клиентами заключаются договоры на открытие торгово-товарного счета.
В рамках этого счета будут блокироваться по заявке клиентов определенные объемы ресурса.
Данная информация будет доводиться до биржи, биржа, в случае проведения тех или иных торговых операций, эту информацию передает РДК, в свою очередь, РДК обратно данную информацию направляет в Транснефть.
Компания в результате передает товар с одного торгового счета на другой товарный счет – от продавца покупателю, - пояснил В. Назаров.
Сегодня компания проводит ряд мероприятий, которые направлены на подготовку к работе в статусе оператора товарных поставок.
На сегодняшний день пункты Транснефти, на которых возможен прием и сдача нефтепродуктов, являются биржевыми базисами, за исключением одного-двух.
Уже утверждена дорожная карта, в рамках которой будут реализовываться соответствующие мероприятия.
В результате Транснефть намерена получить статус оператора товарных поставок.