Klaipedos Nafta, оператор Клайпедского терминала нефти и сжиженного природного газа (СПГ), подписала контракты с 3 литовскими предприятиями на использование мощностей СПГ-терминала.
Об этом Минэнерго Литвы сообщило 8 июня 2017 г.
Конкурс на распределение части пропускной способности СПГ-терминала, в соответствии с ежегодной процедурой, Klaipedos Nafta объявила 25 апреля 2017 г.
Оставшаяся часть мощности терминала СПГ заказывается в течение года.
По итогам конкурса, мощности СПГ-терминала в порту Клайпеды зарезервировали LITGAS, Lietuvos duju tiekimas и Achema.
Компании забронировали мощности терминала и по заранее оговоренному объему грузов планируют ввезти 11 грузов СПГ.
Для Литвы это стало большим достижением.
Klaipedos Nafta заявила, что резервирование СПГ-терминала, да еще и 3 пользователями, являются доказательством того, что эти услуги пользуются спросом у потребителей газа в Литве.
Также компания рассчитывает, что это даст сигнал всем странам Балтийского моря, что СПГ-терминал в Литве не только обеспечивает предоставление услуг, эффективную логистическую цепочку, он и создает необходимые условия для импорта природного газа в конкурентных условиях.
Действительно, за почти 3 года эксплуатации СПГ-терминала, это был 1й раз, когда ежегодная процедура распределения мощности терминала зарезервирована заранее.
Причем контракты с LITGAS, Lietuvos duju tiekimas и Achema были заключены до начала нового «газового года», т.е до 1 октября 2017 г.
Литва очень гордится своим плавучим СПГ-терминала (FSRU) Независимость, взятым в аренду у Höegh LNG за немалые деньги.
В порт Клайпеды FSRU Независимость прибыл 27 октября 2014 г, а работать СПГ-терминал начал в январе 2015 г.
Мощность FSRU Независимость составляет 4 млрд м3/год, но мощности терминала оказались недостаточно загруженными, да и с экономической точки зрения этот эксперимент оказался сомнительным.
Стоимость аренды FSRU Независимость составляет 43 млн евро/год, что ставит под вопрос перспективы окупаемости судна исключительно силами Литвы.
В связи с этим Литва ищет помощи в ЕС.
Литва пытается добиться признания странами Балтии FSRU Независимость региональным, чтобы получить основание просить у Еврокомиссии 100 млн евро на выкуп судна, чтобы снизить затраты на содержание терминала.
Тем не менее, Литве все-таки удается понемногу увеличивать загрузку СПГ-терминала.
В 2016 г регазификация на терминале СПГ выросла в 3,2 раза до 14,6 МВт*ч, что позволяло надеяться на высокую загрузку СПГ-терминала и в 2017 г.
Литва позиционирует свой СПГ-терминал как помощь всем прибалтийским странам в снижении зависимости от российского газа.
Несмотря на русофобские настроения, прибалтийские страны не горят желанием покупать СПГ у Литвы, поскольку он дороже газа, поставляемого Газпромом.
Более того, у Эстонии были планы по строительству собственного СПГ-терминала, но Еврокомиссия в феврале 2017 г отказалась финансировать этот проект.
Проблемы для СПГ-терминала в Клайпеде составляет и конкуренция между FSRU Независимость и СПГ-терминалом в польском г Свиноуйсьце.
Напомним, что 8 июня 2017 г в Свиноуйсьце прибыл танкер-газовоз Clean Ocean с долгожданным для Польши грузом СПГ из США.