С наступлением ноября 2017 г волнение по поводу внесения Европейской комиссией (ЕК) поправок в правила строительства морских трубопроводов стало нарастать.
Различные СМИ начали муссировать эту тему.
Напомним текущую ситуацию.
11 октября 2017 г еврокомиссар по конкуренции М. Вестагер печально заявила о том, что у Евросоюза (ЕС) нет правовых возможностей остановить или блокировать проект по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
После невозможности применить правила 3го энергопакета к проекту МГП Северный поток-2 (Nord Stream 2) и получить мандат на переговоры о правовом режиме с Россией, Европейская комиссия (ЕК) задумала обновить правила для морских трубопроводов, чтобы таки применить его к проекту.
Проект МГП Северный поток-2 реализуется Газпромом, который владеет 100 % акций проектного консорциума и финансируется 5ю европейскими компаниями: Uniper, Wintershall, Engie, Shell и OMV.
Nord Stream 2 AG ведет подготовку к строительству МГП Северный поток-2, начало которого намечено на 2 квартал 2018 г, окончание - в 2019 г.
Работа кипит:
- трубные компании изготовили более 52% труб для проекта;
- в апреле 2017 г Минприроды РФ передало 8 странам документацию по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) МГП Северный поток-2.
- в октябре 2017 г операторы европейских ГТС Fluxys, Gasunie и ONTRAS сообщили о желание присоединятся к проекту сухопутного продления МГП Северный поток-2;
12 октября 2017 г члены Европарламента обсудили изменения в законодательную базу для внесения поправок в правила.
Именно тогда директор по внутреннему рынку подкомиссии по энергетике ЕК К-Д. Борхардт (Klaus-Dieter Borchardt) сообщил о том, что проект постановления по обновлению правил ЕК должна представить в 1й половине ноября 2017 г.
Мнения в Европе разделились:
- Многие эксперты считают политическим заказом эту попытку внесения изменений в Правила, считая, что МГП Северный поток-2 - это просто бизнес;
- Германия не поддерживает эти изменения и, вероятно, может пытаться отложить принятие нового закона до завершения строительства МГП Северный поток-2;
- В Польше и ряде других стран считают, что МГП Северный поток-2 имеет политическое влияние, такое как, скажем, Brexit.
Сложно спорить с позицией некоторых стран, утверждающих, что МГП Северный поток-2 - это не дополнительные 55 млн м3/год газа для Европы, а перераспределение поставок за счет прекращения транзита российского трубопроводного газа по украинской ГТС.
Известно, что дата прекращения транзита по Украине совпадает с датой ввода в эксплуатацию МГП Северный поток-2.
Однако справедливо и то, что организовав на Украине революцию достоинства, добрые самаритяне с Запада подняли волну украинского национализма, серьезно увеличив риски поставки газа в Европу.
Прямой МГП Северный поток уже доказал свою эффективность, поэтому очередное спрямление поставок газа с целью исключения транзитных стран с проблемной политической ситуацией, серьезно снижает риски непоставки российского газа в Европу.
Для Европы время принятия решения сокращается.
Газпром сдержанно подчиняется правилам 3 энергопакета.
В ответ на европейскую монопсонию в 2014 г Газпром изменил парадигму поставок газа в Европу, ограничившись поставками до ее границ.
Загрузить МГП OPAL европейцам оказалось не под силу, но ограничения по Газпрому дали возможность властям Украины подзаработать на транзите около 300 млн долл США.
Можно попытаться заставить Газпром продолжить транзит газа по Украине, но достаточно 1го инцидента на украинской ГТС, и поставки российского газа будут ожидаемо прекращены.
Политики, принимающие рискованные решения, могут быть выброшены обывателями из политики.
В Европе это возможно, поэтому не все политики согласятся принять на себя такую ответственность.
Если поправки к правилам будут утверждены, это может не только ослабить позиции проекта, но и вовсе остановить.
Согласно правила разделения прав собственности, которое является неотъемлемой частью антимонопольного законодательства ЕС, одна компания не может одновременно управлять газопроводом и использовать его для передачи газа.
Газпром имеет монополию на экспорт газа из России, что усиливает позиции компании в РФ и за рубежом.
Вопрос в том, насколько власти РФ дорожат этой монополией и поступятся ли они ей, чтобы Газпром мог конкурировать за использование МГП Северный поток-2.
Какое решение примет ЕК в ноябре 2017 г в части поправок к 3 энергопакету по МГП Северный поток-2?