Салехард, 14 мая - ИА Neftegaz.RU. И.о министра транспорта М. Соколов, гендиректор РЖД О. Белозеров и губернатор ЯНАО Д. Кобылкин заложили символическую капсулу в основание будущего моста через р Обь, который станет 1й из ключевых частей Северного широтного хода (СШХ).
Об этом 14 мая 2018 г сообщили в правительстве ЯНАО.
Перед торжественной церемонией начала строительства моста через реку Обь между г Салехард и г Лабытнанги, участники провели 2 расширенных тематических совещания, посвященных строительству СШХ и железнодорожной линии Бованенково-Сабетта.
Тезисы М. Соколова:
- это исторический день. СШХ - 1 из самых масштабных проектов транспортной инфраструктуры, не только железнодорожной, но и всей логистики арктической зоны России;
- выразил благодарность ямальской команде во главе с Д. Кобылкиным за энергию и упорство в реализации поставленной цели, команде РЖД во главе с О. Белозёровым;
- проект переживал разные этапы, порой опускались руки, но благодаря взаимодействию и пониманию значимости проекта для всей страны трудности удалось преодолеть;
- результат проекта оценят многие поколения транспортников, железнодорожников, всех жителей Ямала и страны;
- проект не только обеспечит на современном уровне логистику региона, но и в целом повысит инвестиционную и транзитную привлекательность России;
- создание железнодорожной магистрали является одним из мероприятий, необходимых для решения задачи развития русской Арктики, поставленной в Послании президента Федеральному собранию;
- проект строительства СШХ является необходимым мероприятием для комплексного экономического и территориального развития ЯНАО
- основная цель - создание железнодорожной магистрали, соединяющей Северную и Свердловскую железные дороги, как элемента единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны
- для экономического рывка, о котором говорил президент РФ, необходимо развивать портовые мощности, загружать Северный морской путь и создавать полноценную транспортную инфраструктуру;
- главной наземной артерией современной транспортной инфраструктуры ямальской Арктики призван стать СШХ;
- он откроет путь к новым – ранее труднодоступным месторождениям, сократит протяжённость доставки грузов, через порт Сабетта откроет доступ в Мировой океан, разгрузит Транссибирскую магистраль.
- финансовая модель проекта одобрена правительственной комиссией.
Тезисы от Д. Кобылкина:
- ямальцы долго ждали этого момента.
- мы многое сделали для того, чтобы приблизить строительство новой арктической магистрали и стратегического объекта - моста через р Обь.
- губернатор поблагодарил президента РФ за поддержку ямальских проектов в Арктике, а также за Перечень поручений о строительстве СШХ, сформированный в 2013 г и ставший движущей силой реализации проекта.
- СШХ и мост через р Обь послужат не только экономике России, но, прежде всего, людям.
- мост через р Обь не только соединит города и посёлки Ямала со всей Россией. Грандиозный переход в составе новой магистрали откроет для многих регионов и миллионов россиян окно в Азию и Европу. Это будет наш - широкий, великий и успешный путь.
О. Белозёров отметил стратегическую важность и инновационность проекта.
Как отметил глава РЖД, аналогов ему не существует ни инновационно, ни технически и юридически.
Также в правительстве ЯНАО завершились переговоры по проекту концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым.
В обсуждении участвовали представители организации - будущего концессионера СШХ, РЖД, Газпром и др.
В ходе переговоров Минтранс и общество СШХ окончательно согласовали условия концессионного соглашения о строительстве объектов СШХ.
В ближайшее время финальный проект соглашения с учётом всех изменений будет размещён в Интернете.
По итогам переговоров подписан соответствующий протокол.
Строительство СШХ по маршруту Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево - планируется осуществить с 2019 по 2023 г.
Общая протяженность линии составляет 707 км.
Она разгрузит и соединит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с СМП.
Плановый объем перевозок - свыше 20 млн т, большая часть из которых приходится на газовый конденсат и нефтеналивные грузы.
По оценкам РЖД общая стоимость реализации проекта создания железнодорожной части СШХ составит 235,9 млрд руб.
Общие вложения оцениваются в 260 млрд руб.
СШХ будет реализован на принципах государственно-частного партнерства в форме концессии.
В мировой практике это наиболее прогрессивная форма реализации таких крупных капиталоемких проектов, позволяющая обеспечить финансирование и рационально распределить риски между участниками.
Напомним, что проект Северный Широтный ход обсуждается с 2006 г.
Для важнейшего дела развития Севера России была создана корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» или УП-УП.
УПУП, он и в Африке УПУП.
Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 г.
В начале 2012 г срок сдачи дороги перенесли на 2016 г.
В 2015 г было заявлено, что ж/д планируют построить к 2020 г.
Ныне УПУП переименовали в Корпорацию развития.
В 2016 г губернатор ЯНАО Д. Кобылкин ловко подогрел интерес к СШХ, поведав о строительстве ж/д Бованенково - Сабетта в рамках проекта СШХ причем с приличной скоростью 50 км/час при средней по РЖД - 40 км /час.
В марте 2017 г Газпром и РЖД подписали соглашение по строительству СШХ.
Здесь крутятся немалые деньги, на которые, теоретически можно было бы построить не только СШХ, но и ж/д вокруг всего Полярного круга.
Но, постоянно, что-то идет не так.
А ведь только на усиление 116 -километрового участка ж/д Пангоды-Надым Газпром был готов потрать более 10 млрд рублей.
Сколько же нужно для проекта СШХ, длина ж/д участка которого составляет более 1200 км?
Нужно очень много, и власти ежегодно выделяют на проект значительные суммы, но воз и ныне там.
В Счетной палате бытует фраза - у нас на каждого компромат найдется - на кого покажут, на того и достанем.
Возможно, с приходом А. Кудрина эта фраза немного изменится, но вряд ли можно говорить о кардинальных изменениях.
А пока, годы идут, и проект регулярно получает гигантские бюджетные инвестиции.