USD 73.3694

+0.01

EUR 88.9677

-0.18

BRENT 55.45

-0.58

AИ-92 43.81

+0.05

AИ-95 47.86

+0.05

AИ-98 53.31

-0.01

ДТ 48.45

-0.01

3 мин
48

Продавать? Демонтировать? Нафтогаз думает о судьбе украинской ГТС после 2019 г.

Нафтогаз думает, что делать с украинской газотранспортной системой (ГТС) после 2019 г., когда истечет срок контракта на транзит российского газа в Европу и будут построены газопроводы в обход Украины. Без США дело не обошлось.

Продавать? Демонтировать? Нафтогаз думает о судьбе украинской ГТС после 2019 г.

Киев, 29 дек - ИА Neftegaz.RU. Нафтогаз думает, что делать с украинской газотранспортной системой (ГТС) после 2019 г.

Своим видением ситуации глава Нафтогаза А. Коболев поделился 28 декабря 2018 г. в интервью радиостанции Новое время.

 

В конце 2019 г. истечет срок контракта между Газпромом и Нафтогазом на транзит российского газа в Европу через ГТС Украины.

К этому же времени завершится строительство магистральных газопроводов (МГП) Северный поток-2 и Турецкий поток, которые обеспечат поставку российского газа в Европу в обход Украины.

Украину эта ситуация очень печалит.

Ранее А. Коболев заявлял, что полное прекращение транзита российского газа после 2019 г. приведет к потере 3 млрд долл. США/год и крайне негативно отразится на положении Украины.

Россия многократно, на самом разном уровне, вплоть до главы государства, заверяла, что транзит газа через Украину будет сохранен после 2019 г.

 

Вопрос в объемах транзита.

Россия готова сохранить транзит через ГТС Украины в объеме 10-15 млрд м3/год газа, но может быть и больший объем, если Украина предложит экономически привлекательные условия.

Украина формулировать сколько-нибудь адекватные условия прокачки газа по своей ГТС не намерена, а, возможно, уже и не в состоянии, учитывая плачевное состояние своей когда-то уникальной ГТС.

А. Коболев в 10-15 млрд м3/год газа не верит, говоря о том, что если будет Северный поток-2 и Турецкий поток, то транзит через украинскую ГТС будет нулевым, а большую часть ГТС можно будет вообще демонтировать.

 

Косвенно, Нафтогаз этим уже занимается, напрямую не демонтируя, но не модернизируя ГТС в направлении России.

В октябре 2018 г. Нафтогаз и Укртрансгаз завершили разработку 10-летнего плана модернизации ГТС Украины на 2018-2027 гг., хотя фактически речь идет о поддержании системы в минимально приемлемом техническом состоянии.

Акцент сделан на западной и центральной части ГТС Украины, которая может быть востребована в рамках общеевропейской тенденции к объединению ГТС соседних стран.

Модернизация восточной части ГТС Украины отложена до лучших времен, которые могут и не наступить, судя по настрою А. Коболева.

 

Впрочем, официально Нафтогаз заявляет о своем пламенном желании сохранить транзит газа через ГТС Украины после 2019 г.

Но и план Б у компании готов и компания уже начала его реализацию.

Нафтогаз пытается компенсировать финансовые убытки от потери транзита, инициировав новое разбирательство в Стокгольмском арбитраже.

Нафтогаз требует от Газпрома более 12 млрд долл. США, из которых 10 млрд долл. США - компенсация за то, что не будет транзита через территорию Украины после 2019 г.

Основания для этого очень зыбкие - ни в каком документе не зафиксировано обязательство Газпрома использовать ГТС Украины до бесконечности.

Однако европейское правосудие подчас принимает очень странные решения, за примером далеко ходить не надо - достаточно вспомнить несимметричное решение Стокгольмского арбитража в 2 разбирательствах между Газпромом и Нафтогазом.

 

На фоне стенаний по поводу потенциального демонтажа украинской ГТС, А. Коболев неожиданно оптимистично заявляет о том, что не все так плохо.

Нафтогаз, оказывается, вполне успешно ведет переговоры с рядом иностранных компаний об инвестировании в ГТС Украины. 

Украинское законодательство позволяет иностранным инвесторам иметь до 49% в управлении ГТС.

В середине ноября 2018 г. А. Коболев заявлял, что желающих купить долю участия в украинской ГТС нет, по крайней мере по запрашиваемой Украиной цене (исходя из оценки украинской ГТС в 14 млрд долл. США).

Сейчас же А. Коболев заявил, что идут с несколькими крупными компаниями, которые заинтересованы и реально хотят войти в украинскую ГТС.

Что это за компании, А. Коболев отказался сообщить, туманно намекнув, что есть американская компания, которая рассматривает возможность инвестирования в украинскую ГТС миллиардов долларов США.

 

И это при том, что американцам украинская ГТС не нужна от слова совсем.

Ничего личного - США не хотели бы видеть ни одного газопровода, по которому в Европу поступал бы российский природный газ, сводя к 0 конкурентные преимущества американского сжиженного природного газа (СПГ).

Так может быть речь идет об участии не в модернизации украинской ГТС, а именно о ее демонтаже?

Особенно, если Украина и по цене за 1,5 месяца подвинулась...

 

 

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Instagram




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»