Киев, 29 дек - ИА Neftegaz.RU. Нафтогаз думает, что делать с украинской газотранспортной системой (ГТС) после 2019 г.
Своим видением ситуации глава Нафтогаза А. Коболев поделился 28 декабря 2018 г. в интервью радиостанции Новое время.
В конце 2019 г. истечет срок контракта между Газпромом и Нафтогазом на транзит российского газа в Европу через ГТС Украины.
К этому же времени завершится строительство магистральных газопроводов (МГП) Северный поток-2 и Турецкий поток, которые обеспечат поставку российского газа в Европу в обход Украины.
Украину эта ситуация очень печалит.
Ранее А. Коболев заявлял, что полное прекращение транзита российского газа после 2019 г. приведет к потере 3 млрд долл. США/год и крайне негативно отразится на положении Украины.
Россия многократно, на самом разном уровне, вплоть до главы государства, заверяла, что транзит газа через Украину будет сохранен после 2019 г.
Вопрос в объемах транзита.
Россия готова сохранить транзит через ГТС Украины в объеме 10-15 млрд м3/год газа, но может быть и больший объем, если Украина предложит экономически привлекательные условия.
Украина формулировать сколько-нибудь адекватные условия прокачки газа по своей ГТС не намерена, а, возможно, уже и не в состоянии, учитывая плачевное состояние своей когда-то уникальной ГТС.
А. Коболев в 10-15 млрд м3/год газа не верит, говоря о том, что если будет Северный поток-2 и Турецкий поток, то транзит через украинскую ГТС будет нулевым, а большую часть ГТС можно будет вообще демонтировать.
Косвенно, Нафтогаз этим уже занимается, напрямую не демонтируя, но не модернизируя ГТС в направлении России.
В октябре 2018 г. Нафтогаз и Укртрансгаз завершили разработку 10-летнего плана модернизации ГТС Украины на 2018-2027 гг., хотя фактически речь идет о поддержании системы в минимально приемлемом техническом состоянии.
Акцент сделан на западной и центральной части ГТС Украины, которая может быть востребована в рамках общеевропейской тенденции к объединению ГТС соседних стран.
Модернизация восточной части ГТС Украины отложена до лучших времен, которые могут и не наступить, судя по настрою А. Коболева.
Впрочем, официально Нафтогаз заявляет о своем пламенном желании сохранить транзит газа через ГТС Украины после 2019 г.
Но и план Б у компании готов и компания уже начала его реализацию.
Нафтогаз пытается компенсировать финансовые убытки от потери транзита, инициировав новое разбирательство в Стокгольмском арбитраже.
Нафтогаз требует от Газпрома более 12 млрд долл. США, из которых 10 млрд долл. США - компенсация за то, что не будет транзита через территорию Украины после 2019 г.
Основания для этого очень зыбкие - ни в каком документе не зафиксировано обязательство Газпрома использовать ГТС Украины до бесконечности.
Однако европейское правосудие подчас принимает очень странные решения, за примером далеко ходить не надо - достаточно вспомнить несимметричное решение Стокгольмского арбитража в 2 разбирательствах между Газпромом и Нафтогазом.
На фоне стенаний по поводу потенциального демонтажа украинской ГТС, А. Коболев неожиданно оптимистично заявляет о том, что не все так плохо.
Нафтогаз, оказывается, вполне успешно ведет переговоры с рядом иностранных компаний об инвестировании в ГТС Украины.
Украинское законодательство позволяет иностранным инвесторам иметь до 49% в управлении ГТС.
В середине ноября 2018 г. А. Коболев заявлял, что желающих купить долю участия в украинской ГТС нет, по крайней мере по запрашиваемой Украиной цене (исходя из оценки украинской ГТС в 14 млрд долл. США).
Сейчас же А. Коболев заявил, что идут с несколькими крупными компаниями, которые заинтересованы и реально хотят войти в украинскую ГТС.
Что это за компании, А. Коболев отказался сообщить, туманно намекнув, что есть американская компания, которая рассматривает возможность инвестирования в украинскую ГТС миллиардов долларов США.
И это при том, что американцам украинская ГТС не нужна от слова совсем.
Ничего личного - США не хотели бы видеть ни одного газопровода, по которому в Европу поступал бы российский природный газ, сводя к 0 конкурентные преимущества американского сжиженного природного газа (СПГ).
Так может быть речь идет об участии не в модернизации украинской ГТС, а именно о ее демонтаже?
Особенно, если Украина и по цене за 1,5 месяца подвинулась...
Автор: Е. Алифирова