Москва, 24 янв - ИА Neftegaz.RU. Роснефть получит в операционное управление терминал по хранению нефтепродуктов в г. Триполи сроком на 20 лет.
О соответствующем соглашении с Министерством энергетики и водных ресурсов Ливана Роснефть сообщила 24 января 2019 г.
Триполи - 2й по величине город Ливана и главный порт на севере страны.
Г. Триполи расположен относительно недалеко от сирийский порта Тартус, где располагается пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ,
В Восточном Средиземноморье постоянно дежурит Средиземноморская эскадра ВМФ РФ - постоянно действующее межфлотское объединение.
Так что безопасность нефтетерминала будет обеспечена надежно.
Соглашение с Министерством энергетики и водных ресурсов Ливана также предполагает проведение Роснефтью работ по реконструкции и увеличению пропускной мощности нефтетерминала.
Тезисы от И. Сечина ливанскому проекту:
- реализация проектов на Ближнем Востоке - одно из стратегических направлений развития компании;
- соглашение позволит Роснефти усилить свое присутствие в регионе , улучшить эффективность существующих интегрированных цепочек поставок, будет способствовать развитию международной торговли компании;
- надеемся на дальнейшее расширение сотрудничества с Ливаном и на реализацию других потенциальных проектов в нефтегазе страны.
Для любознательных напомним, что по концессии, ратифицированной законом, принятым еще в мае 1931 г., Iraq Petroleum Company транспортировала сырую нефть, добываемую в Киркуке, по магистральному нефтепроводу (МНП) из Ирака через Сирию, к нефтетерминалу в ливанском г. Триполи для экспорта и переработки.
Работы на нефтетерминале в г. Триполи велись с начала 1930х гг.
В 1934 г. был построен МНП Ø трубы 0,3 м, в 1961 г. - МНП Ø трубы 0,76 м.
Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в г. Триполи был введен в эксплуатацию в 1940 г. для переработки сырой нефти, импортируемой по МНП с месторождений Киркук.
Первоначально, его мощность составляла 21 барр. /сутки, позже была доведена до 35 тыс. барр./сутки.
В 1972 г., после того как Iraq Petroleum Company в Ираке и Сирии была национализирована, транспортировка сырой нефти была прекращена, возобновившись на короткое время в 1981-1982 гг.
Сырая нефть отгружалась с нефтетерминала в нефтеналивные танкеры.
В 1973 г. правительство Ливана взяло на себя управление НПЗ в г. Триполи.
Нефтепровод и НПЗ были повреждены во время гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг.
Война и отсутствие загрузки привели к остановке НПЗ в 1992 г.
В начале 1990хгг НПЗ ненадолго возобновил свою деятельность на основе импорта мазута и газойля через нефтетерминал, обеспечивая топливом часть внутреннего рынка страны, но более не функционирует.
МНП транспортирует небольшие объемы сирийской нефти.
Война в Сирии постепенно заканчивается, и после восстановления нефтегаза стране потребуются маршруты экспорта нефти.
МНП, вероятно, модернизируют, увеличив пропускную мощность.
Вряд ли Роснефть заинтересована в самом НПЗ, но мощности для хранения нефти и нефтепродуктов в Ливане компании интересны.
Нефтегаз Ливана в последнее время тоже все больше привлекает российские компании.
В конце января 2018 г. Ливан по итогам 1го лицензионного раунда подписал соглашения о разведке и добыче с консорциумом в составе НОВАТЭКа, Total (оператор) и Eni.
Консорциум получил право разведки и добычи на Блоках 4 и 9 на шельфе Средиземного моря.
Геологоразведочные работы (ГРР) могут начаться на шельфе Ливана уже в 2019 г.
В целом Восточное Средиземноморье в последнее время демонстрирует всю большую готовность к совместным действиям.
Пока речь идет о взаимодействии по газу, но оно может и расширится.
Для Ливана это повод активизироваться, поскольку это объединение формируется без его участия.
Поэтому власти Ливана стремятся налаживать связи с другими партнерами, в 1ю очередь с Россией.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина