Тегеран, 31 янв - ИА Neftegaz.RU. Чтобы не отставать от запуска нового морского пути, соединяющего 3 индийских порта с Чабахаром, Иран начнет строительство газопровода к нему.
В рамках мер по расширению инфраструктуры в порту и его зоне свободной торговли, Иран рассматривает возможность строительства не только 290-километрового газопровода от г. Ираншахр до Чабахара, но и ж/д линии протяженностью около 500 км от порта Чабахара до г. Захедана поблизости с афганской границе.
Развитие порта Чобахар, как и строительство крупного нефтехимического комплекса в районе Джаск на побережье Оманского залива в Иране, - это проекты, реализуемые в рамках стратегии развития побережья Мокрана.
Побережье Мокрана - это устойчивое название около 1000 км берега Оманского залива, расположенные в юго-восточной провинции Ирана Систан и Белуджистан, в провинции Пакистана на юго-западе Белуджистана от Ра'с (мыс) аль-Кух в Иране к западу от Джаска, до района Ласбела, неподалеку от г. Карачи в Пакистане.
Несмотря на стратегическую важность для стран Ближнего Востока и Средней Азии, побережье Мокрана до сих пор развито слабо.
Еще в 2016 г. Индия подтвердила заинтересованность в строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и установки по крекингу газа в порту Чабахар, но проект доставки туда иранского газа развивался медленно.
Основной целью строительства МГП тогда была анонсирована поставка природного газа в Пакистан.
В 2016 г. испанская ECISA сильно хотела реализовать проект МГП Iranshahr-Chabahar, но сошла с дистанции.
В апреле 2018 г. министерства обороны и нефти Ирана серьезно активизировали шаги по проекту магистрального газопровода (МГП) из г. Ираншахр из энергетической зоны Южный Парс в г. Чабахар в провинции Систан-Белуджистан, подписав контракт.
На церемонии подписания тогда присутствовали министр нефти Б. Зангане и министр обороны Ирана А. Хатами.
Дело в том, что строительство МГП было поручено неназванной дочке Минобороны Иранаю
Любопытно, что уже в конце апреля 2018 г. Китайская федерация нефтяной и химической промышленности (CPCIF) подписала с властями Ирана соглашение о создании крупного нефтехимического парка в южной провинции Систан-Белуджистан, что могло бы стать частью схемы урегулирования старых китайских нефтяных долгов в размере 18 млрд долл США.
М. Банк, секретарь Высшего совета зон свободной торговли Ирана, заявил, что развитие порта Чабахар имеет первостепенное значение для администрации президента Х. Рухани, а участие Китая в разработке нефтехимического парка Чабахар будет способствовать передаче технологий в Иран.
Целью проекта МГП Ираншахр - Чабахар является поставка газа промышленным предприятиям на юге провинции, включая нефтехимические заводы, сталелитейные заводы и тепловые электростанции (ТЭС) в Чабахаре и Конараке, а также газоснабжение жителей района.
Кроме того, экспорт газа в Оман также зависит от запуска МГП Ираншахр-Чабахар.
Новый газопровод может стимулировать развитие таких отраслей, как нефтепереработка, нефтехимия, и сжижение газа.
Стоимость проекта МГП - 300 млн долл США.
Плановый срок ввода в эксплуатацию - конец Солнечной Хиджры (март 2020 г.) .
МГП будет разделен на 4 участка, соединяющие Ираншахр, Мокран, Мокран-Чабахарской ТЭС и Мокран-Конаракской ТЭС, с различными диаметрами (56, 42, 20 и 16 дюймов).
201 км МГП будет профинансирован Национальной иранской газовой компанией, подрядчик предоставит инвестиции, необходимые для завершения оставшихся частей.
Структура затрат:
- более 122 млн долл США - прокладка линейной части;
- 43 млн долл США - стоимость оборудования;
- 2,6 млн долл США - приобретение земли под МГП;
- 2,1 млн долл США - дополнительные расходы.
Проект первоначально был начат более 1 года назад частным бизнесом, но сделано только на 17% всех работ.
На основании соглашения, после завершения проекта, подрядчик должен закачать газ в МГП, который поставляет природный газ в нефтехимический комплекс в г. Чабахаре. и после погашения задолженности NIGC перед подрядчиком поставки газа будут переданы Иранской газотранспортной компании.
Что касается ТЭС в Чабахаре и Конараке, - в настоящее время ТЭС используют 700 млн литров/год жидкого топлива и будут заменены природным газом.
Тем не менее. активных шагов по строительству МГП пока нет, а порт стремительно развивается, благодаря Индии, заинтересованной в поставках продукции в Афганистан и Среднюю Азию.
1й индийский контейнеровоз, работающий на новом маршруте, отплыл из Мумбаи и ныне зашел в порты Мундра и Кандла в штате Гуджарат, а затем пришвартовался у терминала Шахид Бехешти в иранском порту Чабахар, где операции контролируются индийской госкомпанией India Ports Global Limited.
Судно продолжит движение до Бендар-Аббаса, конечного порта захода на этом маршруте.
С прибытием первого 3700 TEU контейнеровоза в порт Шахид Бехешти в Чабахаре впервые открылась судоходная линия между ним и портами Мумбаи, Мундра и Кандла.
Напомним, что порт Чабахар состоит из 2х отдельных портов Шахид Калантари и Шахид Бехешти.
Проект по развитию порта Шахид Бехешти начался с 1й фазы в 2007 г. с инвестиций в размере 1 млрд долл США, что увеличило его годовую мощность до 8,5 млн т.
Соглашение об аренде порта Шахид Бехешти было подписано в ходе визита президента Ирана Х. Рухани в г. Нью-Дели в феврале 2018 г.
Индия провела технико-экономическое обоснование (ТЭО) и открыла кредитную линию для строительства ж/д путей в Иране, из которых около 100 км будут завершены к марту 2019 г.
Ожидается, что проект будет стоить 1,6 млрд долл США, Иран инвестирует в него 300 млн долл США.
Местность в этом районе не сложная, и после завершения ж/д сообщения Чабахар будет связан с обширной ж/д сетью на севере Ирана, что облегчит доставку грузов в Афганистан и страны Центральной Азии.
В рамках совместных усилий по продвижению порта Чабахар и привлечению инвестиций, Индия и Иран организуют 26 февраля 2019 г. конференцию День Чабахара.
Ожидается участие делегатов из стран Центральной Азии, трейдеров и грузовых компаний.
Афганистан, Индия и Иран подписали соглашение о разработке порта Чабахар в мае 2016 г.
В августе 2017 г. Индия согласилась инвестировать 150 млн долл США на развитие иранского порта Чабахар.
В ноябре 2018 г. стало известно, что Госдеп освободил проект развития порта Чабахар и ж/д к нему от антииранских санкций США, признав ценность этого проекта для Афганистана.
Индия рассматривает иранский порт Чабахар, как возможность получить доступ к не имеющим выхода к морю государствам Центральной Азии и Афганистану минуя Пакистан, с которым у Индии напряженные отношения.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина