Стамбул, 7 фев - ИА Neftegaz.RU. Ситуация с проходом нефтеналивных танкеров из Черного моря в Средиземное осложняется.
Об этом свидетельствуют данные сервиса позиционирования судов Marinetrafic.
Очереди танкеров, образовавшихся для прохода по проливу Босфор в г. Стамбуле из Черного в Мраморное море и по проливу Дарданеллы в северо-западной провинции Чанаккале из Мраморного моря в Средиземное, удлиняются.
Опубликованные 6 февраля 2019 г. данные турецкого портового оператора Tribeca Shipping, показали, что в районе проливов находятся 55 судов, загруженных 41 млн барр. нефти.
В т.ч. в очереди находятся 21 танкер класса Suezmax и 26 - Aframax.
Днем раньше ожидавших прохода танкеров было 51, а их груз оценивался в 38,7 млн барр.
О проблемах с выходом танкеров, перевозящих российскую и казахстанскую нефть из Черного моря в Средиземное, стало известно в конце января 2019 г.
С тех пор время ожидания, и без того достигшее максимума с 2014 г., еще больше удлинилась.
Если 2 неделями ранее танкерам приходится ждать по 13 дней, чтобы покинуть акваторию Черного моря, то сейчас время ожидания выросло до 16 суток.
При том, что ранее обычно приходилось ждать лишь по 5-6 дней.
Проход в обратном направлении стал чуть проще - время ожидания сократилась с 15 до 14 дней, но это все равно гораздо дольше обычных 6 дней.
Причинами задержки стали новые правила прохода судов через проливы, введенные Турцией в сентябре 2018 г.
Согласно новым правилам, капитаны должны представить турецким властям список безопасности за 3,2 км до входа в проливы, а капитаны пассажирских судов и грузовых судов длиной более 300 метров должны проинформировать власти за 10 дней до входа.
30-километровый пролив Босфор протекает между азиатской и европейской частями Стамбула, соединяя Черное море и Эгейское море.
При минимальной ширине 750 м пролив имеет сильные течения и несколько крутых поворотов.
61-км пролив Дарданеллы соединяют Мраморное море со Средиземным морем.
Оба пролива являются одними из самых оживленных водных путей в мире с большим количеством транзитных судов, автомобильных паромов, рыбацких лодок и экскурсионных судов.
После ряда происшествий в проливах Турция впервые приняла ряд мер безопасности в 1994 г.
В 2017 г. через Босфор прошло 8 832 танкера с общим объемом 147 млн т грузов, что на 11 млн т больше, чем в 2016 г YoY.
В апреле 2017 г. нефтеналивной танкер Vitaspirit врезался в исторический особняк у Босфора, нанеся значительный ущерб.
Этот факт серьезно озаботил власти Турции.
Новые правила предполагают проход через проливы в буксирном сопровождении для большего количества типов судов.
Очереди были, но неблагоприятные погодные условия в Черном море усугубили ситуацию с транзитом судов по проливам.
Сейчас влияние погодного фактора немного ослабело, по крайней мере в порту Новороссийска ситуация улучшилась, поэтому можно ожидать уменьшения очередей.
Ясно и то, что график транзита судов составлен на пределе возможностей с учетом новых правил, и любое происшествие, будь то погодные условия в Черном море или еще какой-нибудь непредсказуемый фактор сразу нарушат его выполнение.
Снижение трафика через проливы Босфор и Дарданеллы создает большие проблемы для экспорта нефти из России, Казахстана и Азербайджана.
В случае, если поставки нефти не удастся наладить, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на побережье Средиземного моря, получающие нефть через Черное море, могут уже в ближайшее время столкнуться с нехваткой сырья.
Помимо нефти и нефтепродуктов, длинные очереди перед турецкими проливами отрицательно сказываются на торговле зерновыми, включая пшеницу.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина