Бейрут, 13 мар - Neftegaz.RU. Ливан заявил о том, что проектируемый магистральный газопровод (МГП) EastMed, ведущий из Израиля в страны ЕС, не должен нарушать морские границы, и выступает против реализации данного проекта.
Об этом сообщило издание Al Ahram.
Даже такое выступление может серьезно охладить интерес властей ЕС к проекту МГП, которые уже на раз испытывали дефицит газа из-за газового конфликта властей РФ и Украины.
Ливан призывает своих средиземноморских союзников поддержать его заявление, руководствуясь тем, что запланированный магистральный газопровод (МГП) нарушит морские границы страны, а это может создать очаг нестабильности в его территориальных водах.
На данный момент Бейрут имеет на море неразрешенный пограничный спор с Израилем, возникший из-за морской территории площадью около 860 км2, которая граничит с 3 нефтегазоносными блоками на шельфе юга Ливана.
У Ливана и Израиля нет согласованной границы на суше, а тем более на море, и на данный момент у них нет шансов достичь 2-стороннего соглашения по этому вопросу.
Каждая страна может претендовать на 200 морских миль от своих берегов в качестве своей исключительной экономической зоны (ИЭЗ).
Необходимо найти равноудаленную точку и договориться о создании такой зоны.
Израилю и Кипру разделить воды удалось, Кипру и Ливану - казалось, тоже.
Ливан в 2018 г. принял новый энергетический закон, который открыл дорогу к проведению ГРР.
Затем Ливан не ратифицировал соглашение 2007 г. с Кипром, а представил свое собственное предложение ООН.
Израиль расстроился и веско заявил о том, что ливанцы уж слишком опускаются на юг в своих желаниях, и представил США свои собственные предложения о морских границах и экономической зоне.
Но американцы не хотят ссориться с ливанцами, ООН - молчит.
Следует, вероятно, ждать передачи дела в Международный трибунал по морскому праву, учрежденный Конвенцией США 1982 г., к которому прислушиваются, хотя тот же Израиль ее и не подписал.
Ливан имеет свои планы по разведке углеводородов, и в 2018 г. лицензировал консорциум, состоящий из НОВАТЭКа, Total (оператор) и En., для проведения 1й в стране разведки в 2х нефтегазоносных блоках на шельфе, включая 1 блок в спорных с Израилем водах.
Власти рассчитывают найти залежи углеводородов в отложения позднего мела, олигомицена.
Блок 4 на прибрежном ливанском мелководье считается перспективным на природный газ, а блок 9, расположенный гораздо южнее, примерно в 6 км к северо-востоку от Каришского месторождения - на нефть, в отложениях позднего миоцена.
Более опрошенных читателей Neftegaz.RU считают важным для роста влияния РФ в регионе участие в разработке ливанских недр.
Впрочем, авторитет и так высок после победы в Сирии, да и в присутствии Средиземноморской эскадры России - постоянно действующего межфлотского соединения кораблей и судов ВМФ РФ, особо не забалуешь.
Уже в 2019 г. Ливан хочет начать ГРР на шельфе, ведь перспективы манят: запасы углеводородов в Левантийском осадочном бассейне в Восточное Средиземноморье оцениваются 3 трлн м3 газа и 850 млн барр нефти.
Израиль сейчас - на коне.
Как и сланцевая революция в США, газовая революция в Израиле подняла нищую в энергетическом плане страну из грязи в князи.
После открытия нескольких газовых месторождений на шельфе Израиль мгновенно превратился энергетическую державу.
Никто уже и не вспоминает, что В. Путин когда-то хотел продлить МГП Голубой поток до Израиля.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) газопровода EastMed должно быть завершено в 2019 г. – только после этого Евросоюз примет окончательное инвестиционное решение (ОИР), стоит ли вкладывать деньги в его прокладку и дальнейшую эксплуатацию.
На разработку ТЭО было выделено 34,5 млн евро.
Европейские компании по-прежнему считают, что МГП EastMed станет отличной альтернативой российскому голубому топливу.
Ранее имели место предположения, что прокладка трубопровода начнется уже в 2021 г.
Судя по текущей ситуации, сроки сдвинутся, ведь EastMed имеет дополнительный ряд технических и экономических препятствий.
За и против.
Что касается технической стороны:
- трубы необходимо прокладывать на большой глубине (порядка 3,3 км),
- между Кипром и Грецией находится сейсмически активная зона,
- землетрясения могут вызвать значительные повреждения МГП, который местами пролегает на 3-километровой глубине – каким образом и за чей счет осуществлять ремонт?
Что касается экономической стороны:
- Израиль вполне может предложить цену за газ несколько дешевле российского предложения, но, чтобы оправдать инвестиции разница должна быть ощутимая,
- МГП EastMed не даст возможность Европе освободиться от российской газовой зависимости, т. к. его пропускная мощность - максимум 12 млрд м3/год. Другими словами, это лишь 20я часть газа России.
История.
В апреле 2017 г проект строительства МГП EastMed получил предварительное одобрение от Минэнерго Израиля и заинтересованных стран Европы.
Газопровод соединит месторождение Левиафан на шельфе Израиля и месторождения Афродита на шельфе Кипра с потребителями в Европе.
Маршрут газопровода - Кипр , Греция, до МГП IGI (газопровод - интерконнектор Греция - Италия).
Протяженность - около 2 тыс км, пропускная способность - 12 млрд м3/год газа.
Стоимость на 2017 г. -6 млрд евро (6,4 млрд долл США).
Ввод в эксплуатацию - 2025 г.
Декабрь 2017 г. - Кипр, Греция, Италия и Израиль подписали необязывающий меморандум о взаимопонимании (МОВ) по поддержке строительства МГП East Med.
Автор: Н. Жабин, О. Бахтина