-0

Ученые доказали эффективность гипса для утилизации буровых отходов

Гипс делает буровой шлам более безопасным - менее щелочным и не таким соленым.

Ученые доказали эффективность гипса для утилизации буровых отходов

Пермь, 23 окт - ИА Neftegaz.RU. Ученые Пермского Политеха (ПНИПУ) и Тюменского индустриального университета (ТИУ) совместно доказали эффективность применения гипса для снижения токсичности буровых отходов.
Об этом сообщила пресс-служба ПНИПУ.

Результаты исследования, проведенные в рамках программы «Приоритет 2030», опубликованы в журнале «Теоретическая и прикладная экология» в 2024 г.

Применяемые в процессе бурения скважин растворы содержат разнообразные элементы.
Буровой шлам, состоящий из горной породы, остатков буровых растворов и сточных вод, содержит жесткую смесь компонентов, включая калий, кальцинированную соду, хлорид кальция, хлорид калия и известь.
Для снижения токсичности такого шлама используются химические реагенты, в частности, гипс и фосфогипс, которые помогают снизить концентрацию солей путем вытеснения ионов натрия.
Это способствует более безопасной утилизации отходов.

Ученые разработали математическую модель, учитывающую различные факторы, такие как плотность, гранулометрический состав, коэффициент фильтрации и содержание водорастворимых солей, для прогнозирования растворения солей в буровых отходах в процессе ионно-обменной реакции при применении гипса.
Гипс снижает щелочность шлама, делая процесс утилизации более безопасным и для окружающей среды.

Исследователи, работая с различными образцами бурового шлама и различными типами буровых растворов, обнаружили процесс ионно-обменной реакции, в которой катионы натрия замещаются катионами кальция при смешивании с гипсом в определенных пропорциях.
Путем внесения гипса в разных соотношениях (от 3 до 20%) было выявлено изменение концентрации хлорид-ионов в образцах, а также снижение содержания карбонат-ионов до минимума и в 2 раза - фосфат-ионов, что свидетельствует об эффективности гипса для снижения щелочности.
Физико-механические свойства бурового шлама, такие как влажность, плотность, и поровое пространство, указывают на его способность к поглощению и удержанию растворенных солей, и внесение гипса от 7 до 20% существенно влияет на уменьшение уровня опасности отходов, - пояснила Л. Рудакова, завкафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ, доктор технических наук.

Профессор кафедры техносферной безопасности ТИУ, кандидат биологических наук, Е. Гаевая, также отметила, что результаты исследования позволяют отнести образцы грунта к незасоленным или слабозасоленным, а также показывают, что использование гипса существенно увеличивает водопроницаемость буровых отходов, улучшая их фильтрационные свойства.
При внесении от 10 до 20% гипса наблюдаются наилучшие результаты.

Экспериментальные исследования ученых ПНИПУ и ТИУ говорят в пользу перспективности применения гипса для снижения уровня токсичности буровых отходов.
Они выявили закономерности и создали математическую модель, позволяющую спрогнозировать нормы внесения гипса для уменьшения содержания водорастворимых солей в шламе.
Процесс утилизации шламов станет более экологичным и менее вредным для окружающей среды.