USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.04

0

Природный газ 2.823

0

4 мин
...

Российская дрейфующая станция Северный полюс-42 начала новую арктическую экспедицию

Судно и ледовый научный лагерь будут двигаться в приполюсный район и затем в направлении Гренландского моря под воздействием течений и ветра.

Российская дрейфующая станция Северный полюс-42 начала новую арктическую экспедицию

Источник: Пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института

Мурманск, 2 окт - ИА Neftegaz.RU. В Северном Ледовитом океане начала работу российская дрейфующая станция Северный полюс-42, организованная специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Открытие состоялось в точке с координатами 81°15’ с.ш. 141°15’ в.д.
Об этом сообщила пресс-служба ААНИИ.

Тезисы директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института А. Макарова:
  • Арктика - это стратегическая для России территория;
  • она обеспечивает нашей стране преимущество не только своими богатейшими природными ресурсами или новыми логистическими возможностями, но и научными открытиями;
  • российские ученые ведут практически непрерывные исследования в высоких широтах, что позволяет улучшить понимание о климатических изменений, которые будут оказывать влияние на всю планету;
  • получаемые данные могут быть использованы для подготовки долгосрочных стратегий в разных, значимых для нашей страны областях – от сельского хозяйства до строительства крупных инфраструктурных проектов.
Научно-экспедиционное судно Северный полюс пришвартовано к кромке ледового поля площадью около 165 км2.
На лед выгружается научное оборудование, транспорт и техника.

h5rk1t-1790-img-20240930-154914-286.b8e32add.jpg

Первой в ледовом научном лагере начала работать метеорологическая лаборатория, откуда по многолетней традиции на «большую землю» была отправлена первая метеосводка.

Сразу после этого состоялось торжественное открытие дрейфующей станции Северный полюс-42 - на льду в Северном Ледовитом океане полярники подняли российский триколор.

Под действием течений и ветра, вмороженное в лед научно-экспедиционное судно Северный полюс и научный ледовый лагерь, будут двигаться в приполюсный район и далее в направлении Гренландского моря.
После выхода на открытую воду в проливе Фрама, предположительно весной 2026 г. судно своим ходом вернется в г. Мурманск.

Научная программа экспедиции Северный полюс-42 включает свыше 50 различных научных проектов, направленных на:
  • изучение изменений природной среды Арктики и оценки степени уязвимости экосистем;
  • продолжатся исследования геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимые для уточнения внешней границы континентального шельфа РФ и др. научных задач;
  • российские ученые также намерены определить, существуют ли предпосылки для дальнейшего уменьшения летнего ледяного покрова в Северном Ледовитом океана, что может быть важно для планов по развитию навигации на трассе Северного морского пути (СМП).
Для решения этих задач будет использоваться самое современное оборудование, в том числе беспилотные аппараты (БПЛА).

Программа дрейфующих полярных экспедиций Северный полюс началась в 1937 г. с экспедиции под руководством И. Папанина.
За 75 лет в высокоширотной Арктике успешно отработало 40 дрейфующих станций.
В 2013 г. программу пришлось свернуть из-за таяния льдов.

Специалисты ААНИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу (ЛСП) Северный полюс.

Экспедиция Северный полюс-41

Целью экспедиции Северный полюс-41 стало исследования закономерностей и причин изменения климата Арктики в годовом цикле при помощи результатов комплексных измерений в атмосфере, во льду и в океане, проверка прогнозов, связанных с изменением климата.
Собранные данные должны повысить безопасность навигации по Северному морскому пути (СМП).

Хронология экспедиции:
  • 1 сентября 2022 г. ЛСП Северный полюс вышла в своей первый рейс из порта Мурманск, по чистой воде или тонкому льду судно дошло до Новосибирских островов,
  • дрейфующая станция Северный полюс-41 была открыта 2 октября 2022 г. в точке с координатами 82°37’ с.ш. 155°31’ в.д.
  • ЛСП была пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 км2, на лед выгружено научное оборудование, транспорт и техника, развернуты полевые научные лаборатории,
  • в апреле 2023 г. состоялась первая ротация экспедиционного состава станции,
  • в августе 2023 г. научно-экспедиционное судно (НЭС) Академик Трешников доставило полярникам продукты и новое оборудование, а также членов экипажа для смены судового состава,
  • в этот же период платформа перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю,
  • 17 мая 2024 г. ЛСП Северный полюс с экспедицией Северный полюс-41 вернулась в Мурманск.
В первый раз дрейфующая станция Северный полюс-41 преодолела более 3 тыс. морских миль, пройдя через приполюсный район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана.
Генеральный дрейф от точки старта в районе Новосибирских островов составил более 900 морских миль.
За период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.

ЛСП Северный полюс

Уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана.

Судно:
  • призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования;
  • способно проходить во льдах без привлечения ледокола;
  • способно принимать на борту тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17);
  • обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%.
НЭС ЛСП Северный полюс построено на Адмиралтейских верфях в 2022 г.
Технические характеристики и главные размерения:
  • длина - 83,1 м, ширина - 22,5 м;
  • водоизмещение - около 10,39 тыс. т;
  • мощность энергетической установки - 4200 кВт;
  • скорость - не менее 10 узлов;
  • ледовый класс - Arc8;
  • автономность по запасам топлива - около 2 лет;
  • срок эксплуатации - не менее 25 лет;
  • экипаж - 14 человек; научный персонал - 34 человека.
Корпус имеет овальную форму, что позволяет безопасно перераспределять нагрузку от сжатия, фактически выдавливая платформу на поверхность льда.
Кроме того, округлая форма позволяет увеличить полезный объем для размещения необходимых ресурсов.

На борту имеется 17 лабораторий для ионосферных наблюдений, геологических, химических и экологических исследований, исследований ледовых нагрузок и механики разрушения льда, акустической томографии Арктического бассейна, пограничного слоя и свободной атмосферы, магнитных и гравитационных исследований и др.



Автор: А. Шевченко


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram