USD 108.0104

+2.95

EUR 113.0947

+2.6

Brent 72.47

+0.11

Природный газ 3.255

+0.06

, Обновлено 09:30
3 мин
...

Ученые из ФГБУН ФИЦ Институт катализа создали наноструктурированные катализаторы для получения экологически чистого моторного топлива

Полученный катализатор показал очень высокую каталитическую активность.

Ученые из ФГБУН ФИЦ Институт катализа создали наноструктурированные катализаторы для получения экологически чистого моторного топлива

Источник: ЦНХТ ИК СО РАН

Москва, 26 окт - ИА Neftegaz.RU. Ученые из Центра новых химических технологий (ЦНХТ ИК СО РАН) Института катализа СО РАН разработали эффективные катализаторы для получения компонентов автомобильного топлива, снижающих вредные выбросы в атмосферу.

Об этом 25 октября 2022 г. поведала пресс-служба Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» (Институт катализа СО РАН, ИК СО РАН).

Сегодня на долю автотранспорта в городах приходится от 30 до 70% загрязнения атмосферного воздуха.
Используемые в России виды бензина содержат вредные для атмосферы и здоровья людей ароматические соединения, в т.ч. бензол, который вызывает опасные заболевания.
Базовые компоненты высокооктанового бензина получают в процессах каталитического риформинга и крекинга, продукты которых насыщены ароматическими и непредельными углеводородами.
Эти соединения вредят окружающей среде.

Для получения товарного автомобильного топлива бензин риформинга смешивают с другими компонентами (компаундируют), поскольку такой бензины содержит до 70% ароматических углеводородов и имеет утяжеленный состав, поэтому непригоден для использования.

Чтобы улучшить экологические характеристики, в бензин добавляют экологически чистые компоненты, главными из которых являются легкие бензиновые фракции прямой перегонки нефти, изомеризаты и алкилаты, и кислородосодержащие добавки.

Именно производству изомеризата посвящены исследования ученых ЦНХТ ИК СО РАН.
Ведущий научный сотрудник отдела каталитических процессов ЦНХТ ИК СО РАН, дхн. М. Смоликов:
  • высокооктановые компоненты, такие как изомеризат и алкилат, существенно улучшают экологические показатели бензина:
    • снижают содержание ароматических углеводородов,
    • уменьшают нагарообразование.
    • сокращают вредные выбросы: бензол, монооксид углерода и углекислый газ,
  • это предотвращает отравление окружающей среды.
Ученые ЦНХТ ИК СО РАН предлагают производить высокооктановый изомеризат из средней фракции прямогонного бензина, выкипающей в интервале 70-100°C, т.е. из так называемой гептановой фракции.
Сегодня гептановая фракция на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) России только частично добавляется в сырье риформинга с получением компонента бензина или индивидуальных ароматических углеводородов, которые используются в качестве сырья для нефтехимии.
Квалифицированной переработки этой фракции на НПЗ нет.
Причина в т.ч. в том, что отсутствуют соответствующие катализаторы.
Ученые -сибиряки:
  • предложили использовать композиционный наноматериал, состоящий из оксидов циркония и вольфрама с добавкой палладия, в качестве катализатора изомеризации гептановой фракции;
  • предложили использовать в катализаторе кислотные центры Льюиса, находящиеся в тесном контакте с палладием, для эффективного превращения гептановой фракции с получением высокооктанового и экологически чистого бензинового компонента;
  • установили оптимальный химический состав катализатора и условия его приготовления, необходимые для формирования наноструктурированной матрицы-подложки из разных кристаллических фаз оксидов циркония и вольфрама.
Процесс получения готового катализатора:
  • на поверхности наноструктурированной матрицы-подложки закрепляют частицы палладия размером 10-15 ангстрем. Ученые создали наноструктурированный катализатор.

Активный центр наноструктурированного катализатора состоит из 3 фаз:

  • тетрагональной фазы оксида циркония,
  • моноклинной фазы оксида циркония,
  • моноклинной фазы оксида вольфрама.
Чтобы катализатор был активным и долго сохранял активность, в его составе нужен металл. Ученые использовали палладий.

В итоге катализатор показал очень высокую каталитическую активность, при этом содержание палладия - всего 0.05-0.1%.

Работы по созданию катализатора превращения гептановой фракции проводились в рамках договора с Газпромнефть-Московский НПЗ.
Катализатор был рекомендован к внедрению.
Ученые отмечают, что скорость внедрения зависит от появления новых экологических стандартов
.

Автор: А. Шевченко, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram