В нефтяной скважине обнаружен фермент, способный повысить эффективность борьбы с раком

Москва, 25 окт - ИА Neftegaz.RU. Российские ученые обнаружили в нефтяных месторождениях микроорганизмы, чьи ферменты могут сделать терапию онкологических заболеваний более безопасной за счет точечного воздействия на раковые клетки.
Об этом сообщила пресс-служба Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» (ФИЦ Биотехнологии РАН).

Специалисты ФИЦ Биотехнологии РАН и Научно-исследовательского института биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича изучили фермент L-аспарагиназу, который был выделен из археи Thermococcus sibiricus.

T. sibiricus - гипертермофильный анаэробный архей, выделенный из скважины никогда не затопляемого нефтеносного юрского горизонта высокотемпературного Самотлорского нефтяного пласта (Западная Сибирь, температура 60-84 °C).
Место отбора проб имело температуру 84 °C и находилось на глубине 2350 м.

29ok-full.jpg
Источник: пресс-служба ФИЦ Биотехнологии РАН
Различные виды L-аспарагиназы уже используются в онкотерапии, однако часто провоцируют побочные эффекты.
Изученный учеными фермент микроорганизма, обитающего в экстремальных условиях, лишен этого недостатка.

Тезисы одного из авторов статьи, руководителя группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН А. Жгуна:
  • наши результаты показывают, что эта аспарагиназа может служить хорошей альтернативой применяемым сейчас ферментам;
  • она активна в широком диапазоне температур и рН, устойчива к ионам металлов, а еще избирательно токсична для опухолей.
Авторы проверили действие нового вида фермента на клеточных культурах.
Он подавлял рост различных типов раковых клеток, но при этом практически не влиял на нормальные фибробласты - основных производителей межклеточного вещества тканей.

Тезисы соавтора работы М. Думиной, научного сотрудника группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН:
  • несмотря на выраженный терапевтический эффект, у используемых в настоящее время аспарагиназ есть несколько серьезных недостатков;
  • среди основных - недостаточная стабильность, низкая субстратная специфичность;
  • часто в результате серьезных побочных реакций приходится отказываться от препарата при онкотерапии;
  • в этой связи в качестве перспективной альтернативы имеющимся ферментам видятся высокостабильные аспарагиназы из микроорганизмов, обитающих в экстремальных условиях - эти белки проявляют уникальные свойства.
Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

О ферменте

L-аспарагиназа ускоряет расщепление аминокислоты L-аспарагина до L-аспарагиновой кислоты и аммиака.
Клетки некоторых раковых опухолей не способны сами синтезировать L-аспарагин, поэму нуждаются в его доставке извне для роста и размножения.

Расщепление аминокислоты под действием фермента приводит к его дефициту, который становится причиной гибели раковых клеток.
Фермент также используется в пищевой промышленности - с помощью него производители предотвращают образование в кофе и выпечке канцерогена акриламида.