Разработка КФУ, замедляющая углекислотную коррозию, пройдет пилотные испытания
Она может быть полезной для поддержания эффективности ингибирования гидратов
Проект реализован в рамках деятельности приоритетного направления «Эконефть».
Разработка велась учеными КФУ совместно с Университетом Ставангера (Норвегия) и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.
Проведенные исследования показали, что новые синтезированные водорастворимые полиуретаны (WPU), исполняющие роль как ингибитора коррозии, так и кинетического ингибитора газовых гидратов, успешно решают проблему совместимости одновременной закачки ингибиторов разного типа.
Новое исследование было посвящено изучению влияния длины алкильных радикалов в различных положениях молекулы при одновременном варьировании числа оксиэтиленовых фрагментов.
Согласно результатам экспериментов, разработанные в КФУ ингибиторы могут «замедлять» углекислотную коррозию при поддержании эффективности ингибирования гидратов.
«В предыдущих работах мы изучали, в основном, влияние на коррозию в растворе соляной кислоты. Здесь же мы показали активность разработанных реагентов в отношении углекислотную коррозии. Это очень важная задача с точки зрения транспортировки, подготовки углеводородного сырья, т.к. в имеющихся условиях вопрос транспортировки стоит наиболее остро», – сообщил руководитель приоритетного направления «Эконефть» М. Варфоломеев.
Сегодня для контроля гидратов и коррозии специалисты, как правило, используют одновременно 2 реагента.
Это отражается на их эффективности.
«В данной работе было изучено влияние гидрофобности используемой карбоновой кислоты. Показано, что наличие бутильных групп в структуре ингибитора приводит к их лучшей анти-гидратной активности по сравнению с меньшими группами (метильные/этильные), тогда как частичная замена ПЭГ400 на 1,2-бутандиол во время синтеза способствует ухудшению их ингибирующих свойств», – рассказал старший научный сотрудник НИЛ «Реологические и термохимические исследования» А. Стопорев.
«Новые ингибиторы на основе полиуретанов могут содержать 2,2-бис (гидроксиметил) пропионовую кислоту (DMPA), 2,2-бис (гидроксиметил) масляную кислоту (DEBA), полиэтиленгликоль (PEG400), N-метилдиэтаноламин (MDEA) и N-бутилдиэтаноламин (BDEA). Такие химические вещества могут быть использованы в качестве эффективных ингибиторов двойного назначения – коррозии и газогидратов – для трубопроводной транспортировки нефти и газа», – прокомментировал лаборант-исследователь НИЛ «Реологические и термохимические исследования» А. Фархадиан.
В ближайшем будущем планируется провести пилотные испытания данной разработки.
Она может дать начало отдельной гибридной технологии борьбы с промысловыми осложнениями, устраняя аварии и экологические риски.
Автор: А. Игнатьева