-0

Российские ученые оценили перспективность месторождений с помощью искусственного интеллекта

Новая методика позволяет точно и оперативно прогнозировать эффективность геолого-технических мероприятий

Российские ученые оценили перспективность месторождений  с помощью искусственного интеллекта

Пермь, 6 ноя - ИА Neftegaz.RU. Основная часть добычи нефти в России происходит на старых месторождениях. Чтобы давать скважинам «вторую жизнь», ученые Пермского Политеха и Санкт-Петербургского горного университета впервые разработали комплексную методику на основе искусственного интеллекта.
Об это сообщила пресс-служба Пермского Политеха.

Программа будет анализировать все факторы и прогнозировать объем добычи нефти.
Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Георесурсы».
Исследование они провели при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Тезисы одного из разработчиков, старшего преподавателя кафедры «Геология нефти и газа» Пермского Политеха А. Кочнева:
  • основную часть «черного золота» в России добывают на старых нефтегазовых месторождениях;
  • наиболее продуктивные объекты здесь уже разработаны, а скважины имеют большую долю попутной воды и недостаточно продуктивны;
  • объемы добычи нефти увеличивают с помощью геолого-технических мероприятий, но важно точно спрогнозировать их технологическую и экономическую эффективность, поэтому мы предложили первую комплексную методику, которая оценивает потенциал скважин-кандидатов;
  • мы сравнили прогнозы добычи нефти по новой методике с теми способами, которые применяют сейчас;
  • результаты показали, что аналоги значительно занижают оценки скважин – примерно на 32%;
  • новая методика поможет сэкономить от 2-4 млн руб./скважину;
  • она позволит отказываться от неэффективных мероприятий и более точно определять перспективные скважины, от эксплуатации которых сейчас отказываются, и получить дополнительный объем нефти.
График прогноза технологических показателей по скважине.pngНовая методика российских ученых позволяет точно и оперативно прогнозировать эффективность геолого-технических мероприятий.
Программа будет автоматически определять объем нефти и жидкости в скважине с учетом меняющихся условий и факторов.
Исследователи уже апробировали ее на месторождении, где добывают нефть с помощью технологии радиального бурения.
В планах ученых – тиражировать методику на все основные геолого-технические мероприятия по увеличению продуктивности скважин.

При прогнозе необходимо учитывать влияние и геологических, и технологических параметров скважин, поэтому ученые:
создали базу данных и выявили для каждого мероприятия наиболее «определяющие» потенциал добычи параметры;
  • построили модели машинного обучения, которые прогнозируют объем нефти и жидкости после проведения геолого-технических мероприятий;
  • объединили математические модели с геолого-гидродинамической моделью месторождения, чтобы получить данные на долгосрочную перспективу.
Напомним и про другие разработки ПНИПУ:
  • студент Пермского Политеха успешно усовершенствовал установку для увеличения добычи нефти. Решение запатентовано и внедрено на месторождении;
  • исследователи Пермского Политеха повысили эффективность добычи нефти с помощью кислотных растворов;
  • ученые Пермского Политеха создали «навигатор» для бурения нефтяных скважин.

Автор: А. Игнатьева