Об этом сообщил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) А. Макаров 4 декабря 2019 г.
Контракт на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) Северный полюс между Росгидрометом и Адмиралтейскими верфями был заключен весной 2018 г.
Торжественная церемония закладки состоялась на Адмиралтейских верфях 10 апреля 2018 г.
Благодаря строительству ЛСП станет возможно возобновить практику отправки годичных дрейфующих экспедиций Северный полюс, прерванную из-за климатических изменений в начале 2000х гг.
А. Макаров рассказал, что в ходе 1го этапа проекта «Трансарктика-2019» научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» было вморожено в лед севернее Земли Франца Иосифа.
На льдине рядом расположился ледовый лагерь, где проводились исследования природной среды Арктики.
Судно стало своеобразной ситуативной моделью платформы Северный полюс.
Был разработан документ, регламентирующий организацию всех операций на льду.
Интересный факт: во время работы лагеря возникла экстренная ситуация - по льду пошла трещина, из-за чего пришлось собирать лагерь за 3 часа.
Т.е. таким образом в реальности были отработаны действия при ЧП.
Макаров пояснил, что в экспедиции на судне «Академик Трешников» принимали участие более 50 ученых, среди них - представители 3х зарубежных организаций.
Сами ученые вели исследования на судне и на территории лагеря, где было расположено наблюдательное оборудование по изучению свойств льда, океана и атмосферы.
На платформе Северный полюс также будут проводиться геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования.
По словам директора ААНИИ, срок службы платформы Северный полюс составляет 30-40 лет, это дает возможность планировать исследования на долгие годы вперед.
«Это уникальная ситуация, сейчас мы живем более короткими циклами - морские проекты обычно длятся 3-5 лет, но не дольше. Можно говорить, что это будет самый знаковый научный проект Арктике в ближайшие десятилетия», - сказал А. Макаров.
Он также подчеркнул, что возможностью присоединиться к исследованиям на ледостойкой платформе уже заинтересованы ученые из Германии, Норвегии и азиатских стран.
Другие тезисы А. Макарова:
- надеюсь, что проект будет международным, ведь в получении актуальных научных данных из Арктики заинтересованы все;
- кроме этой платформы у нас есть сеть обсерваторий на побережье - российский научный центр на архипелаге Шпицберген, научно-исследовательский стационар Ледовая база Мыс Баранова, гидрометеорологическая обсерватория Тикси;
- эти обсерватории почти полностью покрывают российскую Арктику, за исключением восточного сектора;
- когда добавится дрейфующая платформа - получится пространственно-распределенная обсерватория;
- данные, полученные в результате исследований в центральной части Арктики, имеют важное практическое значение;
- речь идет о подготовке прогнозов для организации судоходства на трассе Северного морского пути (СМП);
- институт отвечает за прогнозы, гидрометеорологическое обслуживание на трассе, а точность моделей, прогностических, климатических для высокоширотной Арктики отличается от точности для умеренных широт;
- данные прямых наблюдений, которые получат с платформы, будут иметь огромную ценность для уточнения и разработки прогностических моделей для высокоширотной Арктики.
Это масштабный проект Росгидромета, продолжающий исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций Северный полюс в высокоширотной Арктике.
Правительство РФ выделило на эти цели почти 870 млн руб.
Например, ученые выяснили, что Баренцево море наиболее загрязнено мусором на всем Севморпути.
Помимо судна «Академик Трешников», в экспедиции были задействованы научно-экспедиционное судно »Михаил Сомов» и научно-исследовательские суда «Профессор Мультановский» и «Профессор Молчанов».
В экспедиции собраны уникальные данные, которые помогут комплексно оценить состояние природной среды Арктики в условиях меняющегося климата.
И немного о строящейся платформе.
ЛСП Северный полюс предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Это будет специализированное судно, на котором в комфортных условиях смогут жить и работать полярники.
На платформе планируется размещение встроенного оборудования для проведения геологических, акустических, геофизических и океанографических наблюдений.
Платформа:
- будет оснащена системой мониторинга ледовых нагрузок, которая обеспечит безопасность ЛСП путем контроля состояния корпуса при действии внешних нагрузок при различных режимах ее эксплуатации;
- система мониторинга также послужит делу исследования механики деформации и разрушения морских льдов при взаимодействии с инженерными сооружениями и природными объектами;
- ЛСП сможет самостоятельно, без привлечения ледокола достигать района начала дрейфа в восточном секторе Арктики, затем, вмерзнув в ледяное поле, осуществлять продолжительный дрейф, а после завершения цикла работ в западном секторе Арктики снова двигаться на восток;
- ЛСП будет иметь высокую прочность корпуса, большую автономность плавания и длительный срок службы;
- будет иметь автономность порядка 2х лет.
- длина 67,8 м, ширина 22,5 м;
- водоизмещение около 7500 т;
- ледовый класс Arc8;
- мощность ЭУ не более 3600 кВт;
- скорость не менее 10 узлов.
- автономность по запасам топлива около 2 лет;
- экипаж до 14 чел., научный персонал - до 48 чел.
Технический проект платформы разработал КБ Вымпел (г. Нижний Новгород).
Согласно условиям контракта, платформа будет передана заказчику в 2020 г.
Проект будет профинансирован из бюджета, на эти цели предусмотрено почти 7 млрд руб. (363 млн руб. в 2018 г., 4,3 млрд руб. в 2019 г., 2,28 млрд руб в 2020 г.).
Автор: А. Игнатьева