Об этом 29 мая 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Трудовой десант НОВАТЭКа на Звезде
По данным издания:- НОВАТЭК отправил на ССК Звезда около 200 инженеров и рабочих-монтажников, преимущественно с проекта Арктик СПГ-2, чтобы помочь в достройке танкеров-газовозов ледового класса Arc7,
- специалистов на судоверфь отправили больше месяца назад в связи с острой нехваткой рабочих сил на стройке,
- вероятно, сотрудники НОВАТЭКа будут помогать с электромонтажными и пусконаладочными работами, сварочные работы уже завершены,
- первые 2 танкера-газовоза имеют полное оснащение криогенным оборудованием, что делает возможным завершение их строительства и ввод в эксплуатацию (эти танкеры французская Gaztransport & Technigaz (GTT) успела оснастить системами хранения СПГ мембранного типа Mark III до ухода из России, пути оснащения следующих газовозов пока не ясны),
- сдача первых 2 танкеров предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно.
Сейчас Ъ уточняет, что это произойдет в конце 2024 г.
В начале 2025 г. НОВАТЭК может получить танкер-газовоз Петр Столыпин, но перспективы следующих танкеров неизвестны.
Арктик СПГ-2 и его танкеры
СПГ-завод Арктик СПГ-2 будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата.1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., но отгрузки СПГ до сих пор так и не начались из-за отсутствия танкеров-газовозов и введенных в ноябре 2023 г. блокирующих санкций США.
Силами 2 танкеров-газовозов можно будет обеспечить вывоз с Арктик СПГ-2 порядка 2 млн т/год СПГ.
Для вывоза СПГ с Арктик СПГ-2 НОВАТЭК законтрактовал 21 танкер-газовоз ледового класса Arc7:
- ССК Звезда должна была построить 15 танкеров-газовозов,
- южнокорейская Hanwha Ocean (бывшая DSME) - 6 судов.
- ССК Звезда, строящей танкеры-газовозы,
- Совкомфлота (СКФ), который будет эксплуатировать головной танкер, строящийся на ССК Звезда (т.е. Алексей Косыгин),
- Смарт СПГ, СП СКФ и НОВАТЭКа, по долгосрочным тайм-чартерным договорам которого с Арктик СПГ-2 будут эксплуатироваться оставшиеся 14 строящихся на ССК Звезда газовозов,
- 3 дочек СКФ - Azoria Shipping Company Ltd., Elixon Shipping Company Ltd. и Gloria Shipping Company Ltd., которые должны были приобрести 3 судна из 6, построенных на Hanwha Ocean по бывшим контрактам СКФ.
«Звездные» танкеры
ССК Звезда уже должна была передать НОВАТЭКу первые 5 танкеров-газовозов из 15, но сроки их сдачи несколько раз сдвигались.В сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин.
Тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте, однако степень их готовности неизвестна.
В феврале 2022 г. ССК Звезда сообщала, что к тому моменту началась резка металла для 7го судна, для 3 танкеров-газовозов заложены кили (именно они и были спущены на воду).
К моменту визита президента РФ В. Путина в сентябре 2023 г. в сухом доке шло формирование корпусов еще 2 танкеров-газовозов - Константин Посьет и Виктор Черномырдин.
В марте 2024 г. в Приморском крае побывал председатель ВЭБ.РФ И. Шувалов, посетивший в т.ч. ССК Звезда, где его заверили, что первые 5 газовозов введут в эксплуатацию как можно быстрее.
Танкеры на Hanwha Ocean
С 6 строящимися на Hanwha Ocean танкерами-газовозами также возникли проблемы.Танкеры-газовозы Петр Капица, Лев Ландау и Жорес Алферов построены, но их передаче препятствуют санкции США.
Изначально эти суда строились по заказу СКФ, но Hanwha Ocean в 2022 г. разорвала контракт из-за сложностей с проведением платежей.
Глава НОВАТЭКа Л. Михельсон сообщил, что контракт переводят на другого судовладельца, который оставался неизвестен до февраля 2024 г.
Из февральского пакета санкций США следует, что танкеры строились по заказу кипрских Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping, МинФин США назвал их дочками СКФ и внес в SDN-List.
Примечательно, что 1 февраля 2024 г. танкер Петр Капица пытались передать эмиратской New Transshipment FZE, но спустя 2 недели перерегистрацию отменили, причем произошло это за 9 дней до того, как США ввели блокирующие санкции против предыдущего владельца судна Elixon Shipping.
Еще 3 танкера - Илья Мечников, Николай Семенов и Николай Басов - строятся на Hanwha Ocean по заказу японской Mitsui OSK Lines (MOL).
Ранее MOL жаловалась, что сдача задерживается из-за нехватки рабочих сил на верфи, но сейчас Илья Мечников практически готов.
Эти танкеры не попали под санкционные ограничения, поэтому могут быть переданы заказчику, но что будет с ними делать MOL и будут ли они переданы НОВАТЭКу, пока не ясно.