USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.12

+1.04

Природный газ 3.439

+0.25

4 мин
9456

Китай помог. На Западе считают, что Россия преодолела санкции против Арктик СПГ-2

Модули для 2-й линии Арктик СПГ-2 продолжают доставляться из Китая, а Harbin Guanghan Gas Turbine поставила недостающие турбины.

Китай помог. На Западе считают, что Россия преодолела санкции против Арктик СПГ-2

Источник: kremlin.ru

Москва, 22 фев - ИА Neftegaz.RU. Отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) с 1й линии Арктик СПГ-2 ожидается в ближайшие несколько недель, что свидетельствуют о преодолении Россией западных санкций, касающиеся СПГ-технологий и самого проекта.
Правда добилась этого Россия не сама, а с помощью Китая.
Мнения экспертов по этому поводу Financial Times (FT) приводит 21 февраля 2024 г.

Санкции не сработали?

Производство первого поезда Arctic LNG 2 началось в декабре, и отраслевые источники и трейдеры предположили, что проект может отправить свой первый груз в ближайшие несколько недель.
Издание отмечает, что проект Арктик СПГ-2 имеет ключевое значение для энергетической стратегии России, а его потенциальный успех может послужить толчком для дальнейших инвестиций в подобные проекты.
Китай заполнил технический и логистический вакуум после выхода западных компаний из проекта.
Эта ситуация демонстрирует, как Россия смогла укрепить свою энергетическую отрасль с помощью Китая, несмотря на попытки Запада убить проект и нанести ущерб российским амбициям в области СПГ.
Запуск Арктик СПГ-2 внесет значительный вклад в достижение целевого показателя России по производству 80-140 млн т/год СПГ к 2035 г.
Проект также иллюстрирует растущую роль Китая как основного поставщика оборудования для России и крупнейшего покупателя СПГ, произведенного в России.
Ранее НОВАТЭК подписал контракты на поставку СПГ с Zhejiang Energy Gas Group и Shenergy Group из Китая.

Санкции Запада, сдерживающие Арктик СПГ-2:
  • в апреле 2022 г. ЕС ввел 5й пакет санкций против России, который запрещает поставки технологий и товаров для СПГ, после чего из России ушел лицензиар проекта Linde и поставщик турбин Baker Hughes,
  • США 14 сентября 2023 г. включили в санкционный список ряд компаний, предоставляющих строительные и инжиниринговые услуги для проекта Арктик СПГ-2, а также компанию Арктическая перевалка и суда Saam FSU и Koryak FSU, включенные в логистическую схему транспортировки СПГ с СПГ-заводов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2,
  • 2 ноября 2023 г. под санкции США попал уже сам оператор проекта - Арктик СПГ 2.

Мнения экспертов:
  • Специалист по проектам освоения арктических нефтегазовых месторождений Б. Селигман: с точки зрения строительства санкции не сработали, Россия смогла завершить 1ю производственную линию с незначительными изменениями, и у них есть решение для 2й.
  • Независимый аналитик, ранее работавший в области исследований СПГ в крупной российской энергетической компании (речь о Газпроме - прим. ред.) А. Кислов: Арктик СПГ-2 - это лакмусовая бумажка, и дальнейшие инвестиционные решения по другим российским СПГ-проектам будут зависеть от успеха его запуска.
  • Специалист по операциям с СПГ, участвовавший в Ямал СПГ, М. Туил: ключевой помощью Китая стала поставка турбин, от продажи которых отказалась американская компания.
  • Эксперт High North News (HNN, издание Центра Крайнего Севера при Северном университете Норвегии) М. Хамперт: Западные компании были вынуждены выйти из проекта, но вмешались китайские компании, это показывает влияние и то, сколько технологий замены может предоставить Китай.

По данным НОВАТЭКа, за строительство большей части 1й и 2й линии Арктик СПГ-2 отвечают 5 китайских компаний.
По данным Kpler, с момента введения санкций ЕС было совершено 12 рейсов с китайских верфей в Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в пос. Белокаменка Мурманской области, где осуществляется его монтаж на основания гравитационного типа (ОГТ).
Данные сервисов отслеживания судов показывают, что по Северному морскому пути (СМП) из порта Пэнлай в Китае в Мурманск следует очередной караван судов с модулями для Арктик СПГ-2.
Специализированные грузовые суда Audax и Pugnax в сопровождении ледоколов Арктика и 50 лет Победы, несмотря на сложную ледовую обстановку, прошли восточную часть СМП и 19 февраля 2024 г. вышли в Карское море.
Прибытие обоих судов-тяжеловозов в Мурманск ожидается 26 февраля 2024 г.

В ситуацию с поставкой турбин для Арктик СПГ-2 вмешалась китайская Harbin Guanghan Gas Turbine, взявшая на себя поставку недостающих турбин для 1й линии.
Правительство г. Харбин в декабре 2023 г. заявило, что Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), материнская компания Harbin Guanghan, продала 20 турбин неназванной российской компании.
Эксперты отмечают, что китайские турбины уступают немецким или французским, но они оказались приемлемой заменой для Арктик СПГ-2.

Арктик СПГ-2 и его проблемы

Проект Арктик СПГ-2 предполагает разработку Утреннего газоконденсатного месторождения (ГКМ) на п-ве Гыдан, производство и экспорт сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата.
СПГ-завод Арктик СПГ-2 будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата.
Основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый.

После введения в ноябре 2023 г. санкций США, все акционеры Арктик СПГ-2 объявили форс-мажоры, свернув свое участие в проекте, отказавшись от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ.
В настоящее время Китай и Япония обсуждают с США последствия санкций против Арктик СПГ-2.

1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г.
Готовится отгрузка 1й партии СПГ с проекта, но ее сроки постоянно сдвигаются, основным сдерживающим фактором является отсутствие доступных танкеров-газовозов ледового класса Arc7.
Ни один из заказанных для проекта танкеров еще не готов, возможности привлечения к вывозу СПГ с Арктик СПГ-2 танкеров-газовозов с проекта Ямал СПГ ограничены.
Теоретически может быть использован принадлежащий Совкомфлоту (СКФ) танкер-газовоз Arc7 Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ.
Б. Селигман предполагает, что НОВАТЭК, вероятно, найдет какой-то обходной путь, чтобы обеспечить экспорт с Арктик СПГ-2, и тогда Западу придется искать более творческие способы ограничить российский флагманский проект по производству СПГ.

Строительство 2й линии Арктик СПГ-2 на ЦСКМС продолжается.
На момент завершения строительства 1й линии в июле 2023 г., 2я линия была готова на 81%, на ней установлено 6 модулей из 14.
По данным FT 2я линия может начать производство СПГ к концу 2024 г.
В сухом доке, освободившемся после выхода 1й линии начались работы над 3й линией проекта, но ее перспективы сейчас туманны.
7 февраля 2024 г. глава TotalEnergies П. Пуянне в ходе телеконференции по итогам 2023 г. сообщил, что по данным компании, строительство 3й линии Арктик СПГ-2 приостановлено, одновременно подчеркнув, что его компания больше не участвует в управлении проектом и он не очень в курсе происходящего.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK