Об этом сообщает Ъ.
Ранее в декабре 2023 г. Reuters сообщил, что НОВАТЭК уведомил своих клиентов о форс-мажорных обстоятельствах относительно будущих поставок сжиженного природного газа (СПГ) с проекта Арктик СПГ-2.
Возможно Арктик СПГ-2 может лишиться долгосрочных контрактов на продажу СПГ.
НОВАТЭК в свою очередь будет самостоятельно финансировать проект.
Однако отказ акционеров СПГ-завода от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ - не является критичным непреодолимым фактором.
Проект давно подстрахован по финансированию российскими банками.
Французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, а также консорциум японских Mitsui и JOGMEC владеют по 10% в проекте.
НОВАТЭК владеет 60%.
Каждый из акционеров имеет право получать СПГ в объеме, пропорциональном своей доле:
- НОВАТЭК 12 млн т/год;
- иностранных акционеров - по 2 млн т/год.
- в JOGMEC продолжают анализировать влияние санкций на Арктик СПГ-2;
- CNOOC была недоступна для комментариев;
- остальные акционеры не ответили.
Этапы санкций на Арктик-СПГ
США провели 2 раунда санкций против проекта Арктик СПГ-2:- 14 сентября 2023 г. Минфин США включил в санкционный список ряд компаний, предоставляющих строительные и инжиниринговые услуги для проекта Арктик СПГ-2, а также компанию и суда, включенные в логистическую схему транспортировки СПГ с СПГ-заводов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2,
- Минфин США ввел санкции против подрядчиков строительства линий по производству СПГ для проектов НОВАТЭКа :
- Арктик Энерджис (была совместным предприятием французской Technip Energies и НИПИГАЗа, но Technip вышла из СП в 2022 г.) и ее дочки:
- Энерджис (прежнее название Текнип Энерджис Рус);
- Нова Энерджис (49% у НИПИГАЗа, 51% у Энерджис);
- Велес-Строй, который выступает крупным подрядчиком в т.ч. на проектах НОВАТЭКа;
- Арктическая перевалка (входит в НОВАТЭК), которая управляет 2мя судами-хранилищами (floating storage unit, FSU) СПГ в Мурманске и на Камчатке, сами FSU - Саам ПХГ и Коряк ПХГ.;
- в Арктической перевалке есть доля у французской Total (10%);
- 2 ноября 2023 г. под санкции США попала уже сама компания Арктик СПГ 2, реализующая проект по строительству СПГ-завода.
Еще в сентябре 2023 г. Япония стала изучать изучает возможное влияние санкций США против некоторых российских компаний, работающих на проекте Арктик СПГ-2.
В декабре 2023 г. стало известно, что китайские и японские компании запросили власти США о возможности вывести поставки СПГ из-под санкций.
Что собирается делает TotalEnergies - неизвестно.
Напомним, что 2 ноября 2023 г. Минфин США включил Арктик СПГ-2 в санкционный список.
Глава НОВАТЭКа Л. Михельсон на Веронском Евразийском экономическом форуме в г. Самарканд 3 ноября заявил, что взлет цен на СПГ в 2022 г. кому-то понравился и этот кто-то хотел бы, чтобы так и оставалось - чем меньше проектов будет, тем выше будут цены.
Санкции США против проекта Арктик СПГ-2 Л. Михельсон назвал оценкой профессионализма его компании.
МИД России сообщил, что страна не станет отказываться от Арктик СПГ-2 и других проектов из-за санкций США.
13 ноября 2023 г. Financial Times сообщил, что санкции США против российского проекта Арктик СПГ-2 могут привести к сбоям на мировых энергетических рынках.
FT отмечало, что до этого момента США избегали усиления давления на европейские страны, которые столкнулись с энергетическим кризисом после остановки поставок по российским газопроводам в 2022 г.
Будет ли TotalEnergies мириться с рисками опять же непонятно.
Из-за санкций проект вынужден будет продавать газ на спотовом рынке.
Однако встает вопрос наличия танкеров ледового класса для вывоза СПГ.
Судоверфь Звезда снова может задержать их поставку.
Однако есть шанс, что в течение 2024 г. будут получены танкеры с иностранных верфей.
Проект запущен в работу
Ранее Reuters сообщало, что НОВАТЭК направил клиентам уведомления о форс-мажоре по поставкам СПГ из своего портфеля.По данным Reuters:
- уведомления были выпущены сразу после того, как США в ноябре 2023 г. ввели санкции в отношении Арктик СПГ-2;
- их получили в т.ч. китайские Shenergy Group и Zheijang Energy, а также испанская Repsol;
- все они имели контракты на покупку СПГ.
После того отказа иностранных акционеров от СПГ, Арктик СПГ-2 придется продавать его на споте: около 2,6 млн т только с 1й линии.
В ноябре 2023 г. министр промышленности Японии Я. Нисимура об Арктик СПГ-2 говорил:
- определенный эффект от санкций США неизбежен;
- мы признаем, что этот проект важен для обеспечения стабильного энергоснабжения Японии.
Poten & Partners сообщал, что такой же процесс запустили и японские компании, он займет долгое время.
По данным Ъ:
- на прошлой неделе первая линия Арктик СПГ-2 начала производить СПГ;
- коммерческие отгрузки планировалось с начала 2024 г.;
- на полную мощность в 19,6 млн т завод должен выйти к 2026 г.;
- сроки могут сдвинуться, т.к. США внесли оператора проекта и его подрядчиков в SDN-list, что автоматически отрезает покупателей из Европы и Азии от покупки СПГ из-за угрозы введения в отношении них вторичных санкций.
Как обстоят дела с финансовой частью проекта?
Не менее серьезными могут оказаться проблемы с финансированием.Как сообщал Ъ 26 июня 2023 г.:
- стоимость проекта уже выросла примерно на 17%, до 25 млрд долл. США из-за необходимости закупки дополнительного оборудования;
- разница в стоимости должна была закрываться за счет акционеров;
- вероятно, без участия TotalEnergies, которая объявила о прекращении вложений в проекты в РФ после начала военных действий на Украине.
После отказа иностранных акционеров забирать СПГ у проекта не осталось функционирующих долгосрочных контрактов, что может угрожать дефолтом по внешнему финансированию объемом 9,5 млрд евро:
- из этой суммы до 2,5 млрд евро должны были предоставить китайские банки;
- 4,5 млрд евро - российские Сбербанк, Газпромбанк, ВЭБ.РФ и Открытие.
Какой объем средств выбран на конец 2023 г. остается пока в тайне.
Танкеры в деле?
Важная проблема Арктик СПГ-2 остается нехватка танкеров арктического класса Arc7.Ситуацию усугубили санкции США в отношении плавучих хранилищ Koryak FSU в Мурманске и Saam FSU на Камчатке, где должна была происходить перевалка с танкеров Arc7 на конвенциональные суда, что позволило бы оптимизировать флот ледовых танкеров.
Напомним, что в сентябре 2023 г. состоялось на судостроительном комплексе (ССК) Звезда в г. Большой Камень Приморского края состоялась торжественная церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин.
На данный момент на ССК Звезда на воду спущены 3 танкеров-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 (Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте).
Всего для проекта Арктик СПГ-2 планируется строительство 21 танкера-газовоза ледового класса Arc7, из них 15 судов должен построить ССК Звезда, 6 - на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME, ныне Hanwha Ocean).
На верфи Okpo Shipyard, входящей в Hanwha Ocean, идет строительство минимум 5 танкеров-газовозов Arc7.
На ПМЭФ-2022 глава НОВАТЭКа говорил, что контракт с Hanwha Ocean переводят на другого владельца, не уточнив, на кого именно, а сами танкеры продолжают строиться.
В 2022 г. было известно, что российская судоверфь Звезда минимум на год, до марта 2024 г.,задерживала сроки сдачи головного танкера Arc7.
В июне Л. Михельсон говорил, что Звезда обещала отдать проекту 5 газовозов в 2024 г., однако получили 2-3 танкера.
Собеседники Ъ среди судостроителей уверены, что НОВАТЭК не получит танкеры со Звезды до конца 2024 г. из-за сложностей с поставками оборудования.
Как обстоят дела с танкероми Hanwha Ocean, они продолжают строиться.
По словам источников Ъ, в течение 2024 г. Арктик СПГ-2 может получить их.
В Совкомфлоте отказались от комментариев о сроках пополнения флота для Арктик СПГ-2.
По данным Kpler:
- оперативно заказать новые судна на иностранных верфях не получится;
- китайские верфи законтрактованы до конца 2025 г.;
- южнокорейские до 2026 г.
- единственный шанс - покупать на вторичном рынке.
Автор: П. Паршинова