USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.36

-0.05

Природный газ 3.184

+0.2

3 мин
...

НОВАТЭК возвращается к перевалке СПГ борт-в-борт в Кильдинском проливе

Введенные санкции США против Арктик СПГ-2, Арктической перевалки и Saam FSU значительно осложнят логистику, поэтому восстановление перевалки у о. Кильдин оказалось ожидаемым шагом.

НОВАТЭК возвращается к перевалке СПГ борт-в-борт в Кильдинском проливе

Москва, 11 дек - ИА Neftegaz.RU. НОВАТЭК возвращается к перевалке сжиженного природного газа (СПГ) по схеме борт-в-борт (ship-to-ship, STS) в Кильдинском проливе Баренцева моря.
Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.

Встреча в Кильдинском проливе

Перевалка была осуществлена с танкера-газовоза Николай Урванцев на танкер-газовоз LNG Dubhe.
Танкер-газовоз Николай Урванцев ледового класса Arc7 доставил в Кильдинский пролив СПГ с проекта Ямал СПГ.
Конвенциональный танкер-газовоз LNG Dubhe, не имеющий ледового класса, но также построенный для работы на проекте Ямал СПГ, прибыл незагруженным со стороны Европы.

Маршруты танкеров:
  • до встречи в Кильдинском проливе Николай Урванцев осуществил 2 рейса во Францию, доставив СПГ с проекта Ямал СПГ на регазификационные терминалы Dunkerque LNG Terminal и Montoir LNG Terminal.
  • 3 декабря 2023 г. Николай Урванцев загрузил партию СПГ с Ямал СПГ в порту Сабетта и 8 декабря достиг входа в Кольский залив, где провел какое-то время в режиме ожидания.
  • 9 декабря судно переместилось в Кильдинский пролив, где с 7 декабря находился LNG Dubhe, пришедший из южнокорейского порта Анджон, где расположен терминал Tongyoung LNG Terminal.
  • 11 декабря Николай Урванцев ушел из Кильдинского пролива и начал путь на восток в направлении порта Сабетта.
  • LNG Dubhe после перевалки оказался вне зоны покрытия сервисов отслеживания судов, но пункт назначения приблизительно обозначил - Северо-Восточная Азия с датой прибытия 12 января 2024 г.
  • очевидно, что LNG Dubhe проследует через Суэцкий канал, ожидаемое время перехода - 31 день,
  • у Николая Урванцева есть разрешение от Главсевморпути на период с 1 декабря 2023 г. по 20 февраля 2024 г. на самостоятельное плавание по чистой воде, при легком и среднем типе ледовых условий на всем протяжении Северного морского пути (СМП), а при средних и тяжелых ледовых условиях - под проводкой ледокола,
  • не исключено, что загрузившись на Ямал СПГ судно уйдет на восток по СМП, тогда доставить СПГ на азиатский рынок (вероятно, в Китай) Николай Урванцев сможет примерно к середине января, т.е. практически одновременно с LNG Dubhe.
7 декабря 2023 г. глава ФГБУ Главсевморпуть С. Зыбко на форуме «Арктика: настоящее и будущее» сообщил, что НОВАТЭК и Росатом планирует начать эксперимент с круглогодичной навигацией по СМП.
Начиная с января 2024 г. будет осуществляться движение танкеров-газовозов под ледокольной проводкой, в т.ч. в те месяцы, когда они никогда не ходили, - март, апрель и май.
Таким образом будет обеспечена круглогодичная навигация на СМП.

Логистические схемы НОВАТЭКа

НОВАТЭК изначально рассматривал возможности для перевалки СПГ в Мурманской области и на Камчатке для оптимизации логистики, чтобы использовать танкеры-газовозы ледового класса Arc7 лишь там, где это реально необходимо - на отрезке от Баренцева до Охотского моря.
Исходя из этого и заказывались танкеры-газовозы для проекта Ямал СПГ, в т.ч. Николай Урванцев и LNG Dubhe.
Оба танкера были заказаны японской Mitsui O.S.K. Lines (MOL) для проекта Ямал СПГ:
  • в 2018-2019 гг. MOL предоставила 3 танкера-газовоза ледового класса Arc7 (из 15), которые обеспечивают транспортировку СПГ по СМП, в т.ч. танкер Николай Урванцев вместимостью 172 тыс. м3, построенный на верфи Hanwha Ocean (ранее Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, DSME),
  • LNG Dubhe вместимостью 174 тыс. м3 построен в 2019 г. на китайской верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding по заказу СП MOL и China COSCO Shipping, это 1 из 4 неледокольных танкеров для Ямал СПГ, которые должны осуществлять транспортировку СПГ с перегрузочных терминалов в Европе или места, где выполняются операции по перевалке STS.

Перевалку СПГ STS НОВАТЭК начал осуществлять с ноября 2018 г. в районе порта Хоннингсвог на северо-западном побережье Норвегии.
Однако эта схема была свернута по политическим соображениям, ходили слухи, что Норвегия столкнулась с давлением со стороны США.
НОВАТЭК перенес перевалку к о. Кильдин в 2020 г.:
  • в августе 2020 г. была проведена тестовая постановка танкера-газовоза Кристоф де Маржери на Временном рейдовом перегрузочном комплексе (ВРПК),
  • в ноябре 2020 г. танкер ледового класса Arc7 Николай Евгенов успешно перегрузил партию СПГ на конвенциональный танкер Yamal Spirit.

Следующим шагом в оптимизации логистической схемы вывоза СПГ с проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2 должны стать морские перегрузочные комплексы (МПК) в Мурманской области и Камчатском крае на базе плавучих хранилищ СПГ (FSU).
Оба судна-накопителя уже построены и прибыли к местам своей будущей работы.
Так, Saam FSU был доставлен в конце июня в Ура-губу к месту будущей рейдовой стоянки МПК вблизи ЗАТО Видяево Мурманской области в конце июня 2023 г.
Однако в середине сентября 2023 г. Арктическая перевалка, дочка НОВАТЭКа, управляющая МПК в Мурманской области и Камчатском крае, а также оба плавучих хранилища Saam FSU и Koryak FSU попали под санкции США, а в начале ноября санкции последовали в отношении оператора проекта Арктик СПГ-2.
Введенные санкции осложнят логистику, поэтому восстановление перевалки у о. Кильдин оказалось вполне ожидаемым шагом.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram