Об этом сообщил оператор - Klaipedos Nafta (KN).
Тезисы из сообщения:
- решено отложить проекты по наращиванию мощности СПГ-терминала в Клайпеде;
- причины:
- появление в регионе новых СПГ - терминалов,
- небольшое количество долгосрочных газовых контрактов:
- из предложенных потенциальным заказчикам на период 2033-2044 гг. 7 годовых пакетов в 4 ТВт⋅ч приобретен был только 1,
- рынок выразил необходимость зарезервировать еще 21 ТВт⋅ч мощности Клайпедского терминала СПГ;
- компания стремится к тому, чтобы терминал работал на полную мощность, т.к. это снижает затраты на техническое обслуживание;
- каждая компания платит стоимость услуг по регазификации,
- это полностью покрывает ежегодные затраты на инфраструктуру СПГ-терминала при полной загрузке мощностей;
- при распределении долгосрочных мощностей компания гарантирует, что участники рынка будут использовать не только СПГ-терминал, но и газотранспортную систему (ГТС) Литвы.
- энергетический кризис, вызванный Россией, привел к огромной реорганизации рынка поставок газа в Европе:
- началось строительство новых СПГ-терминалов, было объявлено о намерении строить терминалы,
- поэтому участники рынка склонны выжидать и смотреть, какие проекты будут реализованы и насколько быстро они изменят общий баланс поставок,
- другой важный аспект - геополитическая нестабильность;
- недавний инцидент с эстонско-финским магистральным газопроводом (МГП) Balticconnector, еще раз подтверждает, что эксплуатационных рисков еще много;
- все эти обстоятельства сокращают горизонт планирования;
- немногие организации готовы взять на себя обязательства на 20 лет вперед.
Сейчас через терминал проходит 3,8 млрд м3/год газа.
Также рассматривает 2 варианта наращивания мощности:
- до 5 млрд м3/год;
- до 6,3 млрд м3/год.
Дирекция тогда подписала договор на сумму в 150 млн евро о реконструкции северного и южного волнорезов порта, а также об углублении внутреннего и внешнего каналов.
Клайпедский СПГ-терминал
- СПГ- терминал для приема газа морем в Клайпеде был введен в эксплуатацию в декабре 2014 г.;
- до этого ГТС Литвы была интегрирована лишь в восточном направлении;
- общая годовая распределенная мощность терминала СПГ-терминала - около 33 ТВт⋅ч;
- действуют 14 крупных стивидорных, судоремонтных и судостроительных компаний,
- самый северный незамерзающий порт на восточном побережье Балтийского моря и крупнейший в странах Балтии;
- изучали возможность увеличения существующих регазификационных мощностей в 2022 г.;
- рассматривали увеличение мощности ГТС в соответствующие точки входа и выхода, и возможность резервирования дополнительных мощностей по импорту СПГ в будущем;
- проектный рост мощности по импорту СПГ - до 2,5 млрд м3/год,
- срок - со 2го полугодия 2026 г.
Также в 2022 г. Klaipedos Nafta воспользовалась своим правом на приобретение плавучего хранилища регазификации (FSRU) Независимость у норвежской Höegh LNG, занимающейся проектами плавучих терминалов.
Ожидается, что передача права собственности произойдет в декабре 2024 г.
FSRU Независимость - плавучая часть Клайпедского СПГ- терминала.
Ранее оператор уже сообщал, что рассматривает возможность расширения инфраструктуры для приема СПГ.
Автор: П. Паршинова