Об этом сообщил «Ъ».
По данным S&P:
- импорт СПГ вырос сразу на 76% к октябрю 2023 г., до 7,39 млн т.
Так как путь через Панамский канал затруднен, что сдерживает поставки из США в Азию.
ЕС входит в эту зиму с высокими запасами в хранилищах (ПХГ) и стабильными поставками СПГ.
Это самый высокий месячный объем импорта с мая 2023 г.
По данным S&P Global Commodity Insights, объем поставок составил:
- доля США составляет более 52% от общего объема;
- РФ - около 13%;
- Алжира - около 11%;
- во Францию (1,66 млн т);
- Испанию (1,04 млн т);
- Великобританию (970 тыс. т);
- Нидерланды (890 тыс. т).
Импорт резко вырос из-за похолодания на территории Европы.
Сезон отборов из ПХГ уже начался, запасы находятся на высоком уровне.
Напомним, что уровень ПХГ в Германии превысил более 100%.
Также терминалы СПГ в Европе перегружены, трубопроводные поставки из Норвегии также стабильны.
По данным погодного сервиса Woeurope в конце ноября 2023 г. температура буже ниже 0, что также сможет спровоцировать дополнительный спрос на газ.
Странам ЕС прошлой зимой удалось заместить сокращение трубопроводных поставок из РФ за счет увеличения экспорта СПГ и сокращения потребления природного газа.
Однако преодолеть на 100% энергетический кризис в Европе пока не удалось.
При этом ЕК считает, что сохраняется риск полного прекращения трубопроводных поставок из РФ.
В Панамском канале обмеление с лета 2023 г.
Из-за засухи в 2023 г. грузы СПГ из Мексиканского залива сталкиваются с задержками при проходе через Панамский канал при отправке в Азию.
Как следствие, США стал больше импортировать в Европу:
- в ноябре 2023 г. экспорт СПГ в Европу занимал до 40% в общих поставках из США;
- в Азию составил 4%.
- в сентябре из портов США было отправлено в общей сложности 7,12 млн т сжиженного газа;
- в августе - 7,32 млн т.
- спред цен в Азии и Европе вырастит в 2 раза в 2024 г.;
- из-за длинных маршрутов в связи с новыми ограничениями на Панамском канале повысят затраты на отправку американского СПГ в Азию через мыс Доброй Надежды или Суэцкий канал.
Время ожидания танкеров - газовозов в Панамском канале составляет около 3 недель.
Следствие обмеления Панамского канала
- цены на транспортировку сверхкрупными танкерами к концу 3го квартала 2023 г. достигли 250 долл. США/т (максимальный уровень с 2016 г.);
- данные танкеры используются для перевозки пропана и бутана по маршруту Хьюстон (США) - Чиба (Япония);
- этот маршрут позволяет сократить в 2 раза продолжительность транспортировки СУГ из США в Японию по сравнению с поставками через Атлантику и Суэцкий канал.
- в августе 2023 г. операторам более 160 судов приходилось ждать своей очереди для прохода по каналу;
- продолжительность транзита для судов типоразмера Neopanamax составила 17 дней;
- многие владельцы танкеров, поставляющих СУГ из США в страны Восточной Азии, использовали для обратного пути альтернативные маршруты, проходящие через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды (ЮАР), несмотря на риски временных потерь.
Автор: П. Паршинова