Об этом сообщает Klaipedos nafta (KN) - оператор СПГ-терминала.
О том, что Hoegh LNG Klaipeda - дочка Hoegh LNG, может продолжить выполнять функции оператора FSRU, стало известно еще в начале сентября 2023 г., после анонсирования предварительных результатов открытого конкурса.
Выкуп FSRU
В начале 2022 г. Правление KN утвердило решение о выкупе FSRU Независимость 31 декабря 2024 г. по истечении срока действия 10 - летнего договора аренды.В октябре 2022 г. контракт на выкуп FSRU был заключен.
Стоимость покупки - 153,5 млн долл США без НДС.
Работа терминала должна быть гарантирована до 31 декабря 2044 г.
Аренда FSRU Независимость еще в начале эксплуатации считалась дорогой:
- эксплуатационные расходы - около 66 млн евро/год (5,5 млн евро/месяц);
- доходы - 5,6 млн - 6,7 млн евро/мес;
- это увеличивает затраты ключевых потребителей газа, в 1ю очередь, на Achema;
- негативно влияет на экономику Литвы.
Впрочем, это беда любой доставки СПГ танкерами - газовозами.
Доставка сетевого природного газа из РФ была бы экономически выгоднее, но поставки американского СПГ имели экстремально высокую политическую эффективность.
Власти Литвы долго думали над судьбой плавучего хранилища, хотели даже использовать как танкер-газовоз.
Определились в декабре 2018 г., когда Сейм Литвы принял поправки к закону о правилах выкупа FSRU у Hoegh LNG.
Власти планировали после выкупа существенно сократить расходы на его эксплуатацию:
- 2024 г. - до 40 млн евро/год,
- 2034 г. - до 37 млн евро/год,
- 2043 г - до 35 млн евро/год.
Литовцы хотели было договориться с Hoegh LNG о досрочном выкупе судна, но викинги отказались терять прибыль.
Где взять деньги на покупку?
Klaipedos Nafta в марте 2020 г. подписала 25-летнее кредитное соглашение с Северным инвестиционным банком (NIB) в размере 160 млн евро (182,2 млн долл. США) под госгарантии.
Hoegh LNG Клайпеда - технический оператор FSRU
Hoegh LNG является нынешним владельцем FSRU Independence и оператор эксплуатации и ТО с 2014 г.Было очевидно, что компания останется оператором.
Однако был проведен тендер с 3 участниками: Hoegh LNG Klaipėda, Wilhelmsen Ship Management и Mitsui O.S.K. Lines.
Имея опыт эксплуатации этого FSRU, Hoegh LNG Klaipėda подала заявку, наиболее соответствующую требованиям цены и качества обслуживания.
Соглашение с победителем тендера подписывается на 5 лет с возможностью продления его на 5 лет.
До выкупа доля услуг оператора была включена в общую стоимость договора тайм-чартера.
С начала 2024 г. услуги нужно будет приобретать отдельно.
- около 1/3, т. е. 4,85 млн. евро/год, будет составлять фиксированная часть - плата за управление судном и расходы на экипаж, без учета налогов, действующих в Литве;
- переменные затраты будут зависеть от потребности FSRU в ремонте, объемов регазификации и цены разрешений на выбросы, непосредственно связанных с ними, и др.
Это почти в 3 раза лучше оптимистичных планов по расходам на 2024 г. ( 40 млн. евро/год), установленных ранее.
После выкупа, FSRU будет зарегистрирована в Реестре морских судов Литвы, еще и все налоги с зарплаты экипажа поступят бюджет страны.
Впрочем, есть факт с которым не поспоришь.
Рост авторитета и компетентности Klaipedos nafta
Когда FSRU Независимость была введена в эксплуатацию в декабре 2014 г., о KN мало кто знал.Запад лишь приветствовал позицию Литвы по отказу от сетевого природного газа из РФ в угоду сюзерену США.
Западная общественность политически грамотно ликовала, а сотрудникам Klaipedos nafta пришлось попотеть, обеспечивая работоспособность FSRU вместе с Hoegh LNG.
Cо временем компетенции сотрудников KN в управлении FSRU росли.
Компания стала заметна на мировом рынке услуг СПГ:
- в марте 2020 г. вступил в силу контракт KN с консорциумом GNA (EIG, Prumo Logística, BP и Siemens) на предоставление услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию СПГ- терминала в бразильском порту Ачу;
- в марте 2023 г. итальянская Snam выбрала KN для ввода в эксплуатацию нового СПГ-терминала на базе FSRU в порту Пьомбино.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина