Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
(Не)первый рейс танкера-газовоза Газпрома по СМП
Великий Новгород получил груз на среднетоннажном комплексе по сжижению природного газа (КСПГ) Портовая Газпрома в Ленинградской области 14 августа 2023 г.Дальнейший маршрут:
- 14 августа Великий Новгород прошел Финский залив и вышел в Балтийское море.
- 16 августа судно прошло Датские проливы,
- 17 августа - вышло в Северное море и проследовал на северо-восток вокруг Скандинавского п-ва,
- 20 августа - вошло в Баренцево море,
- 22 августа - подходит к северо-восточной оконечности о-ва Северный архипелага Новая Земля.
В качестве пункта назначения у Великого Новгорода указано Баренцевом море до дальнейших указаний.
Ожидаемая дата прибытия - 12 сентября 2023 г.
По факту это может означать, что танкер направляется по СМП в Азию, например, в Китай, который закупает СПГ с другого СПГ-завода Газпрома - Сахалин-2.
КСПГ Портовая, Великий Новгород и Псков
КСПГ Портовая построен на северо-восточном побережье Финского залива рядом с компрессорной станцией (КС) Портовая, головной КС магистрального газопровода (МГП) Северный поток-1.Проектная производительность завода составляет 1,5 млн т/год СПГ, в составе завода работают 2 технологические линии.
Для хранения СПГ и отгрузки используется судно-накопитель FSU Портовый.
В стратегическом плане, КСПГ Портовая входит в систему обеспечения энергетической безопасности Калининградской области за счет поставок СПГ для плавучей регазификационной установки (ПРГУ, FSRU) Маршал Василевский.
Также СПГ c КСПГ Портовая отгружается для бункеровки судов, поставляется в качестве газомоторного топлива (ГМТ) и экспортируется.
Долгосрочных контрактов на поставку СПГ с КСПГ Портовая у Газпрома нет, продажи идут на спотовом рынке.
Доставку осуществляют суда Великий Новгород и Псков:
- танкеры-газовозы СПГ типоразмера Atlanticmax,
- имеют грузовую систему мембранного типа, грузовместимостью 170,2 тыс. м3,
- дизель-электрическая силовая установка может использовать в качестве топлива СПГ, мазут или газойль,
- имеют ледовый класс Ice2 (1С), что позволяет круглогодично транспортировать газ с проекта Сахалин-2 и ходить по СМП в период навигации,
- построены в 2014 г. на верфи STX Offshore & Shipbuilding в Южной Корее.
С момента запуска КСПГ Портовая в сентябре 2022 г. поставки осуществлялись на СПГ-терминалы в Греции и Турции.
До выхода в рейс по СМП Великий Новгород доставил 1 июля груз на СПГ-терминал Revithoussa LNG в Греции, после чего в течение 3 недель маневрировал у берегов Египта в Средиземном море.
Псков посещал Revithoussa LNG 12 августа, а 20 августа заходил в испанский порт Альхесирас вблизи Гибралтара, где действует крупнейший в стране бункеровочный СПГ-терминал.
В настоящее время Псков прошел Гибралтарский пролив и, вероятно, следует к КСПГ Портовая.
СПГ на СМП
В настоящее время на СМП сформирована круглогодичная навигация в западной части.СМП для транспортировки СПГ активно использует НОВАТЭК, танкеры-газовозы типа Yamalmax которого имеют высокий ледовый класс Arc7 и в западной части СМП могут работать без сопровождения ледокола.
Росатом и НОВАТЭК планируют запустить круглогодичную навигацию на восточном направлении СМП в начале 2024 г.
Газпром с транспортировкой СПГ по СМП экспериментировал, причем задолго до НОВАТЭКа, но регулярным решением это не стало.
В 2012 г. зафрахтованный Газпромом танкер-газовоз Река Обь (Ob River) успешно завершил первую в мире перевозку СПГ по СМП.
Партия СПГ из портфеля Газпрома была загружена на СПГ-заводе Hammerfest LNG в Норвегии и был доставлен на регазификационный терминал в порту Тобата (Япония).
Рейс проходил в ноябре-декабре и занял чуть более месяца, на отрезка в восточной части СМП судно сопровождали атомные ледоколы 50 лет Победы, Россия и Вайгач.
В августе 2018 г. танкер-газовоз Псков доставил потребителям 1ю партию СПГ, произведенного на 2й технологической линии Ямал СПГ.
Проводку танкера Псков из Обской губы в район мыса Желания осуществлял атомный ледокол Таймыр.
Вероятно, что в нынешнем рейсе Великий Новгород будет также взят под проводку ледоколами Атомфлота.
Ледоколу Таймыр уже пришлось осуществлять внеплановую проводку танкеров NS Arctic и Приморский проспект, которые на пути в Китай сумели самостоятельно смогли пройти только до Восточно-Сибирского моря.
Эти танкеры впервые тестируют российский маршрут транспортировки нефти из Балтийского моря по СМП в Китай.
По восточной части СМП сейчас следует танкер-продуктовоз СКФ Иртыш, в настоящее время судно вошло в море Лаптевых.