Об этом Интерфаксу сообщил помощник гендиректора компании И. Ровнов.
В состав КСПГ Тобольск войдут:
- основные технологические объекты:
- блок входных устройств и замера газа,
- установка подготовки газа (УПГ),
- установка сжижения газа;
- вспомогательные технологические объекты:
- установка получения азота и воздуха,
- площадка весового контроля;
- объекты общезаводского хозяйства:
- административно-бытовой комплекс,
- КПП,
- блок энергоснабжения с дизельной электростанцией.
Технологический процесс будет осуществляться следующим образом:
- прием природного газа от ГРС Тобольская;
- коммерческий учет поступившего газа;
- очистка природного газа от CО2 и ртути;
- адсорбционная осушка природного газа;
- сжижение природного газа.
Тезисы И. Ровнова:
- ввод запланирован на июнь 2023 г.;
- строительно-монтажные работы на площадке начались осенью 2020 г.
- производительность:
- не более 5 т/час СПГ,
- с возможностью расширения до 10 т/час;
- СПГ предназначен для внутрироссийского потребления.
Такой объем СПГ сможет закрыть сразу несколько основных потребностей региона:
- обеспечить газом объекты ЖКХ, промышленных и иных организаций;
- решить вопрос автономной газификации удаленных населенных пунктов, где строительство трубопровода невозможно или экономически не выгодно;
- позволит внедрить новые технологии для перевода источников электро- и теплоснабжения населенных пунктов Тюменской области с иных видов топлива на природный газ;
- но основным потребителем товарной продукции КСПГ должны выступить газотурбовозы РЖД, которые будут использовать СПГ в качестве газомоторного топлива (ГМТ) на участке Свердловской ж/д ст. Войновка - ст. Сургут:
- это стратегически важный железнодорожный коридор, по которому транспортируются углеводороды с месторождений Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов;
- соглашение о сотрудничестве в области использования ГМТ между Газпромом, РЖД, группой Синара и Трансмашхолдингом подписано в июне 2016 г.
ГТ1h-002 совершил 2 экспериментальные поездки в составе грузового поезда повышенной массы и длины на участке Сургут - Лимбей - Коротчаево протяженностью 636 км.
Цель эксперимента:
- подтверждение правильности расчетов месторасположения точек заправки и экипировки ГМТ - локомотивов на севере Уральского региона;
- определение нормы массы грузовых поездов для газотурбовозов на этом участке ж/д.
Газотурбовоз ГТ1h-002
- локомотив, который использует ГМТ вместо дизельного топлива;
- усовершенствованный (серийный) образец поступил на дорогу в ноябре 2015 г.
- первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001 работает в депо Егоршино с октября 2013 г.
- главное преимущество - возможность развивать высокую мощность при сравнительно небольших размерах:
- скорость - до 100 км/ч;
- включен в локомотивный парк Свердловской железной дороги и водит поезда на участке Егоршино - Алапаевск - Серов-Сортировочный;
Проект строительства КСПГ Тобольск реализуется в рамках программы Газпрома по развитию малотоннажного производства и использования СПГ на территории РФ.
Кроме того, Газпром СПГ технологии ведет строительство 2х малотоннажных КСПГ в ЯНАО:
- КСПГ Ноябрьск:
- ввод в эксплуатацию - 2024 г.,
- проектная мощность - 25,2 тыс. т/год СПГ;
- КСПГ Обская:
- ввод в эксплуатацию - 2025 г.,
- проектная мощность - 12,6 тыс. т/год.;
- в настоящее время завершаются проектно-изыскательские работы, производится заказ оборудования.
По данным Газпром трансгаз Сургута, производство СПГ на малотоннажном комплексе в Тобольске впервые в России в подобных объемах будет осуществляться с применением турбодетандерных агрегатов.
Планировалось построить аналогичные комплексы в Ханымее, а также оборудовать ряд криоАЗС для автотранспорта в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (Тобольске, Нягани, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Ноябрьске, Новом Уренгое и Салехарде).
Газпром планирует увеличить количество объектов мало- и среднетоннажной производственной инфраструктуры для СПГ с действующих 9 до 19.
Суммарная перспективная производительность - более 2 млн т/год.
Автор: А. Гончаренко