Об этом 28 октября 2022 г. заявил министр окружающей среды федеральной земли Т. Бакхаус.
Тезисы чувствительного Т. Бакхауса:
О СПГ-терминале
- все необходимые документы были представлены компанией-инвестором Deutsche ReGas в ответственное государственное управление сельского хозяйства и окружающей среды;
- мы, как орган власти, можем официально начать процесс утверждения;
- проверка документов должна быть завершена к 8 ноября;
- публичное обсуждение и возможность подачи жалоб - 21 ноября;
- в худшем случае, процесс может длиться до 13 недель с 28 октября;
- после этого можно давать экологическое разрешение;
- надеемся, что этот сценарий не осуществится;
- энергетическая безопасность - главный приоритет;
- закон о СПГ позволяет нам ускорить процедуры в этой области;
- в основе - аргумент о первостепенных общественных интересах;
- необходимо :
- больше диверсифицировать наши источники поставок энергии,
- стать более независимыми от российского природного газа,
- создать инфраструктуру импорта, в тч. немецких СПГ-терминалов, которые в будущем могут стать воротами на мировой рынок экологически чистых энергоносителей.
Тезисы председателя наблюдательного совета Regas Ш. Кнабе:
- желаемая дата запуска этого плавучего СПГ-терминала - 1 декабря 2022 г. — по-прежнему является целью;
- работаем над тем, чтобы к концу ноября было все готово для его ввода в эксплуатацию;
- тогда все будет зависеть только от юридически обоснованного разрешения;
- за счет более крупного FSRU 2 в будущем вместо 4,5 млрд м3 регазифицированного СПГ в газотранспортную систему (ГТС) Германии можно будет подавать до 5,2 млрд м3/год;
- в планах ввести в эксплуатацию:
- к декабрю 2023 г. - 2й FSRU для СПГ,
- в долгосрочных планах - еще 1 FSRU, чтобы обеспечить поставки зеленого водорода.
Deutsche Ostsee
Проект в Любмине, известный как Deutsche Ostsee, развивается быстрее, чем другие, поскольку:- этот газовый хаб - точка выхода на берег Германии магистральных газопроводов (МГП) Северный поток-1 и Северный поток-2;
- объекты хаба могут быть использованы для транспортировки поставок с FSRU в ГТС Германии;
- на 1 этапе с 1 декабря 2022 г. FSRU 1:
- будет пришвартован в порту Любмин;
- будет подключен к ГТС через недавно построенный газопровод - отвод,
- на этапе пропускная мощность составит не менее 4,5 млрд м3/год;
- на 2 этапе с декабря 2023 г. :
- будет установлен еще один FSRU 2,
- пропускная мощность - 7,0 млрд м3/год,
- на шельфе на территории Германии,
- на 3 этапе с декабря 2024 г.:
- перенос FSRU 1 из порта в Любмине на морскую площадку на шельфе Германии,
- увеличит пропускную мощность - на 2 млрд м3/год,
- общая пропускная мощность СПГ - комплекса в Балтийском море в Германии по состоянию составляет не менее 13,5 млрд м3/год.
2 сухопутных газопроводов-отводов от МГП Северный поток-1 - NEL (западный) и OPAL (восточный, уходит на юг Германии) простаивают.
Вернее, Германия получает газ в МГП EUGAL через МГП NEL по МГП из Норвегии, Нидерландов и Бельгии.
Затем природный газ перераспределяется на юг.
МГП EUGAL - сухопутное продолжение уже МГП Северный поток-2, имеет маршрут: параллельно МГП OPAL и продолжаясь далее на юг, в Чехию, и возвращаясь вновь в Германию.
В планах - загрузить МГП EUGAL полностью, что и позволит расширить мощности СПГ - терминала минимум до 11,5 млрд м3/год газа (для сравнения: совокупная номинальная мощность Северных потоков составляла 110 млрд м3/год газа).
Германия в свете спецоперации России на Украине решила сократить зависимость от энергоресурсов из РФ и расширить строительство терминалов по приему СПГ.
19 сентября 2022 г. стало известно, что Deutsche Regas, занимающаяся реализацией инфраструктурных проектов в области энергетики, начнет строительство терминала по приему СПГ с использованием плавучего регазификационного терминала (FSRU) в Люблине.
FSRU позволит распределить газ для потребителей Германии и соседних стран, используя незадействованные мощности МГП NEL или МГП OPAL.
Есть нюанс.
Для использования FSRU 2 придется задействовать приемную береговую инфраструктуру Газпрома в проекте МГП Северный поток-2.Если соблюдать правовые нормы, то - нужно бы согласовать это с владельцем.
Впрочем, сейчас мелочь, поскольку можно легко национализировать эту собственность в пользу Германии.
Береговые объекты инфраструктуры МГП Северный поток
Компания Nord Stream является оператором 4 объектов:- береговые сооружения в России;
- береговые сооружения в Германии, где МГП Северный поток соединяется с наземными газопроводами;
- центр управления в швейцарском г. Цуге;
- дублирующий центр управления.
- измерительные системы, которые могут проверять количество газа, состав газа, качество газа, давления, температуры;
- станция состоит из 2 секций установки:
- секция установки 180 бар:
- оснащена фильтрами, подогревателями и регулирующими клапанами,
- для предотвращения образования газовых гидратов или льда газ подвергается дополнительному предварительному нагреву после очистки и перед подачей в газопроводы - отводы;
- секция установки 105 бар:
- системы измерения и контроля,
- отдельные измерительные секции используют ультразвуковые счетчики и измерение плотности для определения текущего расхода газа;
- системы аварийного отключения;
- запорная арматура, отделяющая морскую часть газопровода от наземной.
Напомним, 26 сентября 2022 г. были обнаружены повреждения на 2 нитках МГП Северный поток-1 и 1 нитке Северный поток 2 в Балтийском море.
Поставка газа по этим маршрутам была прекращена без возможности оперативного восстановления.
27 октября власти Германии заявили, что не считает возможным транспортировать российский газ по потенциально сохранной нитке МГП Северный поток-2.
Власти объяснили это рисками из-за последствий взрывов и отсутствием сертификации у газопровода.
А рисков у FSRU будет не меньше:
- после 2 мировой войны на шельфе Германии скопилось немало боеприпасов и отравляющих веществ, это немцы сами вспомнили при сертификации МГП Северный поток 2,
- движение танкеров-газовозов в этом случае - не самый безопасный вариант,
- понимая это, немцы 24 октября 2022 г. отправили минный тральщик Bad Bevensen, который проутюжит морское дно Балтийского моря вблизи логистического порта в поисках старых мин и военной техники, прежде чем начнется строительство Deutsche Ostsee.
Автор: А. Гончаренко, О. Бахтина