В первую очередь с трудностями при поставках газа в Европу столкнулся НОВАТЭК.
Reuters пишет со ссылкой на данные сайтов отслеживания судов, 4 танкера с российским СПГ, загруженные на заводе Ямал СПГ и исходно направлявшиеся в британские и французские порты, изменили статус на «ожидание».
Т.е. капитаны газовозов ждут новых указаний от своих владельцев.
Перемены связаны с тем, что Британия 28 февраля запретила своим портам принимать российские корабли.
Также министр энергетики Литвы Д. Крейвис сообщил о подобной мере.
Он отметил, что это решение всех 3 стран Балтии.
Литва прекратила импорт небольших партий российского СПГ через Клайпедский порт.
Евросоюз подобных мер пока не принял, но страны рассматривают и такие ограничения, утверждают европейские чиновники.
По оценкам источников Reuters, новый статус 4 танкеров отражает опасения по поводу развития ситуации с европейскими портами.
При этом, крупнейший профсоюз Великобритании Unison утверждает, что 2 российских СПГ-танкера Борис Вилькицкий и Федор Литке могут зайти в британский порт в Рочестер в эти выходные, тк ходят под флагами Кипра и Гонконга.
Согласно данным Unison, танкеры перевозят СПГ, которого может хватить на 12 дней внутреннего потребления.
При этом, глава профсоюза М. Лэй требует отправить российские газовозы, ссылаясь на запрет.
Танкеры-газовозы направляются в крупнейший СПГ-терминал в Европе Grain LNG, принадлежащий National Grid.
National Grid заявила, что решение о том, принимает ли Великобритания российский СПГ, остается за BEIS (Департамент по вопросам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии) и клиентами.
Компания отметила, что есть юридическое, договорное обязательство принимать суда клиентов в терминал вне зависимости от происхождения СПГ, который они транспортируют.
Министерство транспорта Великобритании сообщило, что нефть и газ из России все еще могут импортироваться в Великобританию, несмотря на запрет российским судам заходить в британские порты.
Т.е. ограничения накладываются только на судна, но не на груз.
Кроме того, санкции не будут блокировать суда, зарегистрированные в других странах, от транспортировки нефти или природного газа из России.
У НОВАТЭКА 15 газовозов, транспортирующих СПГ с проекта на п-ве ЯМАл.
Согласно данным сервиса отслеживания судо, все газовозы задействованы для транспортировки СПГ в западном направлении.
При этом, у некоторых, действительно не обозначен порт назначения.
Тем временем британские депутаты активно ищут альтернативные источники углеводородов.
BEIS ведет переговоры с британскими компаниями об исключении российской нефти и газа из энергетических сетей Великобритании.
Будет очень непросто.
По данным британской газеты i, Великобритания полагается на Россию примерно на 4% своих поставок газа и большую часть своей нефти.
Sky News пишет, что на российский газ приходится около 6-7% от общего объема импорта и около 4% спроса на газ в Великобритании.
При этом, Centrica, владелец крупнейшего британского поставщика энергии British Gas, ведет переговоры о прекращении своих сделок по поставкам газа с российскими коллегами, главным образом с Газпромом, пишет издание.
Reuters сообщает, что в 2021 г. на российский СПГ приходилось 19% импорта Великобритании.
По данным Telegraph, в 2021 г. Россия отправила в Великобританию 29 партий СПГ против 22 партий в 2020 г.