Так, стоимость фрахта
- на Тихоокеанском направлении превысила 200 тыс. долл. США/сутки,
- на Атлантическом направлении приблизилась к 140 тыс. долл. США.
При этом наблюдается заметный ценовой разрыв в ставках на перевозку СПГ в Европу и в Азию.
Его связывают с более высокими ценами на газ в Азии на фоне энергодефицита в Китае, что делает регион более привлекательным и ведет к росту спроса на тихоокеанские суда.
Ставки на фрахт СПГ-танкеров в октябре 2021 г. выросли более чем в 2 раза.
Так, по данным Baltic Exchange, стоимость перевозки австралийского СПГ танкером вместимостью 180 тыс. м3 в Токио составляла:
- в октябре 2020 г. - 76 тыс. долл. США/сутки,
- 28 сентября 2021 г. - 98 тыс. долл. США/сутки,
- 5 октября 2021 г. - 123 тыс. долл. США/сутки,
- 19 октября 2021 г. - 262 тыс. долл. США/сутки.
По данным ценового агентства Spark Commodities, ставка дневного фрахта танкера вместимостью 160 тыс. м3 для поставок 19 октября составила
- в порты Тихого океана - 202,5 тыс. долл. США/сутки,
- в порты Атлантического океана - 138,2 тыс. долл. США/сутки.
По оценкам аналитиков, это стало максимумом с середины января 2021 г.
Согласно данным, из обзора к семинару по природному газу для инвесторов судоходной компании Flex LNG, которая владеет 13 танкерами-газовозами, текущие расходы трейдеров на 1 груз СПГ из США составляют в среднем 20 млн долл. США.
Доходы от его продажи на спотовом рынке
- в Европе — 100 млн долл. США,
- в Азии — 144 млн долл. США.
Сейчас они в Европе превышают 1 тыс. долл. США/1000 м3, а в Азии — 1,2 тыс. долл. США/1000 м3.
Ожидается, что снижение цен начнется только в апреле 2022 г. — когда закончится отопительный сезон.
Рынок танкеров-газовозов делится на 3 сегмента:
- 2-топливные суда типа XDF и MEGI, на которых обычно вывозят СПГ с американских проектов (фрахт - 200 тыс. долл. США/сутки),
- танкеры с 3-топливной дизель-электрической установкой TFDE (150 тыс. долл США/сутки),
- устаревшие танкеры с паровой установкой, не предназначенные для перевозок больших объемов (100 тыс. долл. США/сутки).
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 г. мощности по морской транспортировке СПГ увеличатся на 10% по сравнению с 2020 г.
Однако, некоторые эксперты считают, что рынок может недополучить около 4%/ мес. плановых поставок в период с ноября 2021 г. по февраль 2022 г. из-за перебоев в производстве.
Согласно данным издания Tradewinds, за январь-сентябрь 2021 г. на верфях во всем мире было заказано по меньшей мере 60 танкеров-газовозов для транспортировки СПГ - больше чем за весь 2020 г.
Автор: Е. Свинцова