Хроники бескомпромиссной изоляции
Международная изоляция России стала еще более бескомпромиссной. Президент РФ В. Путин посетил с визитами 10 стран, российские энергетические и экономические форумы собирали большие иностранные делегации, Россия приняла форум БРИКС. В фокусе внимания БРИКС сейчас справедливый энергопереход (это больше актуально для партнеров России), логистика и расчеты в нацвалютах (а это уже острый вопрос для России). До создания единой валюты БРИКС еще далеко, но даже рост веса нацвалют и золота в мировой торговле, в первую очередь, энергоресурсами, начало сильно напрягать США, которые, впрочем, сами этому поспособствовали, используя долларовую систему расчетов как санкционный инструмент.Избранный президент США Д. Трамп уже пообещал странам БРИКС 100%-ные пошлины, если посмеют создать новую валюту для замены «могучего доллара США». Как это будет реализовано пока неясно, экономика США первого и второго срока Д. Трампа - это две разные экономики, да и самой инаугурации нужно еще дождаться.
ОПЕК+ уже не рулит?
ОПЕК+ в 2024 г. продолжила политику балансировки рынка, продлив соглашение на 2025-й, а затем и на 2026 г. Страны, дополнительно сокращающие добычу, увидели возможность для снятия части добровольных ограничений, но приступить к восстановлению сокращенных объемов в 2024 г. так и не смогли, посчитав сезон зимнего низкого спроса не лучшим временем для такого шага. Все логично? Да, но нет.Рынок потерял ориентиры, поскольку расхождение между ключевыми прогнозами развития нефтяного рынка превысило разумные границы. И ОПЕК эту «войну прогнозов» проигрывает - рынок более активно реагирует на данные, указывающие на сокращение спроса и потенциальный избыток предложения, чем на сигналы о возможном дефиците. Это ведет к тому, что действия ОПЕК+ в последний год воспринимаются рынком однобоко - либо как подтверждение предстоящего профицита предложения (когда речь идет о постепенном снятии ограничений), либо как сигнал сокращения спроса (в случае, когда восстановление добычи откладывается). Дело дошло до пророчеств о распаде ОПЕК+, правда речь идет о несерьезных «шокирующих» прогнозах Saxo Bank, но как инфоповод в медиасферу это уже вброшено…
Удары по критической инфраструктуре
Удары по критической инфраструктуре ТЭК ужесточились. Украинские БПЛА дотягивались до российских регионов, удаленных более чем на 1 тыс. км от границы, в т.ч. Татарстана, Башкортостана, Оренбургской, Кировской, Мурманской областей. Основными объектами ударов стали НПЗ, нефтебазы, промпредприятия, в т.ч. спиртзаводы. Хотя результативность атак к концу года удалось снизить, но полностью исключить их невозможно.Россия в ответ сосредоточилась на объектах генерации, способных к маневрированию мощностью, в первую очередь, ТЭС и ГЭС, а также ключевых подстанциях, осуществляющих вывод мощности АЭС. Украина регулярно жаловалась, что у нее выбито то 50%, то 80% генерации, но объем реальных потерь и возможность их компенсации за счет каннибализма оборудования неясен. Мощным финалом года стало применение Россией гиперзвуковой баллистической ракеты средней дальности Орешник, но, очевидно, это далеко не финал.
Узел вокруг Суджи
В августе 2024 г. ВСУ зашли на территорию Курской области и находящаяся фактически на границе ГИС Суджа оказалась на территории, контролируемой украинскими войсками. После блокировки Украиной другого маршрута транзита газа еще в 2022 г., поставки через ГИС Суджа оставались единственным маршрутом поставки российского газа в ЕС через Украину. Транзит немного просел, но затем восстановился, измерение объемов и др. параметров газа, идущих через ГИС Суджа осуществляются в автоматическом режиме, хотя это и сложно. Еще более сложной ситуация станет после 1 января 2025 г., когда прекратит действие российско-украинский транзитный контракт, продлевать который Украина не планирует.Альтернативные варианты продолжения транзита имеются, например, за счет привлечения словацкого или азербайджанского посредника (или обоих сразу), но нужно еще и межоператорское соглашение между Газпромом и Оператором ГТС Украины. Подписание такого соглашения при текущих установках властей Украины невозможно, вопрос с транзитом остается открытым.
Санкционный удар по российскому СПГ
Не осталось ни одного нового СПГ-проекта в России, не находящегося под санкциями США. Наиболее серьезно досталось Арктик СПГ-2, санкции по которому затронули оператора проекта, перевалочные комплексы, танкеры-газовозы, трейдинговые компании. Также под санкциями все планируемые НОВАТЭКом новые СПГ-проекты, в т.ч. Мурманский СПГ, оператор ГПК КПЭГ Газпрома, Якутский СПГ. При этом проекты НОВАТЭКа и Газпром продвигаются - на Арктик СПГ-2 запущена 1-я линия, готовится к запуску 2-я, продолжает строиться СПГ-завод ГПК КПЭГ в Усть-Луге. От цели выйти на объем производства в 100 млн т/год СПГ Россия не отказывается, но срок ее достижения сдвинулся на 2035 г. Будет ли к тому моменту борьба за рынок СПГ для России актуальной - большой вопрос.(Не)нужная Сила Сибири
Сколько приходилось слышать, что Китаю российский трубопроводный газ не нужен… Вот только поставки газа по МГП Сила Сибири-1 по просьбе Китая была выведены на максимальный контрактный уровень на месяц раньше срока, а практически сразу же после этого - превысили его. Свой график строительства принимающей инфраструктуры для газа из Силы Сибири-1 Китай опередил аж на 7 месяцев. Причем и Газпром и Китай свои участки газотранспортной системы строят с хорошим запасом по мощности (особенно Китай), что закладывает базу для сверхконтрактных поставок и в дальнейшем, тем более, что вопрос этот в повестке дня у сторон стоит (правда не первый год, но когда с Китаем удавалось по-быстрому договориться?).Идет строительство и в рамках Дальневосточного маршрута поставок газа в Китай, начало поставок планируется в конце января 2027 г. Возможности для досрочного запуска здесь также есть, вопрос не в самом газопроводе, а в готовности ресурсной базы на шельфе Сахалина.
ЕСГ идет на восток
Газпром начал реализацию нового мегапроекта - строительство системы МГП Восточная система газоснабжения (ВСГ), которая должна соединить Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России с газопроводами, построенными в рамках Восточной газовой программы - МГП Сила Сибири-1 и Сахалин - Хабаровск - Владивосток (СХВ, основа Дальневосточного маршрута поставок газа в Китай). Общая протяженность трасс газопроводов в рамках система МГП ВСГ составит более 5 тыс. км. Первый шаг уже сделан - началось строительство газопровода-перемычки между Силой Сибири-1 и СХВ, завершить проект планируется уже в 2026 г.Со второй частью ВСГ - газопроводом, который соединит МГП Сила Сибири-1 с Единой системой газоснабжения и составит основную часть МГП Сила Сибири-2 - сложнее. Президент РФ В. Путин прямо поставил эту задачу, но Газпром осторожно заявляет, что газопровод прорабатывается, а Красноярскому краю компания на текущем этапе предлагает автономную газификацию на базе СПГ.
Сила Сибири-2 вместе с монгольским газопроводом Союз Восток должна стать основой Западного маршрута поставок газа в Китай, но контракта по нему до сих пор нет, да и альтернативный вариант просматривается - транзитный газопровод через Казахстан. А может и не альтернативный, а дополнительный…
Новое газовое кольцо
Газпром увеличил начавшиеся в 2023 г. поставки газа в Узбекистан транзитом через Казахстан, продолжая наращивать реверсные мощности системы МГП САЦ. Подписан долгосрочный транзитный контракт с Казахстаном и контракт на поставку газа в Кыргызстан, но не это самое интересное. Обсуждается контракт на поставку газа в Иран как для его внутреннего рынка, так и для реэкспорта. Маршрут потенциальных поставок пока неясен - через Азербайджан или через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, задействуя все ту же систему МГП САЦ, тем более, что она и так дотягивается до юга Туркменистана, а оттуда идет действующий газопровод в Иран и планируется новый.Далее еще интереснее - Иран практически достроил свою часть МГП Иран - Пакистан (Мир), правда с пакистанской частью там не все однозначно, а Афганистан начал строительство своего участка МГП ТАПИ из Туркменистана в Пакистан и Индию. А опять-таки в Пакистане есть российский проект МГП Пакистанский поток, зависший из-за неясности с ресурсной базой. На первый взгляд, все эти проекты выглядят как конкурирующие друг с другом, но по факту они выстраиваются в мощное газовое кольцо в Центральной и Южной Азии. Осталось только построить… и профинансировать… и обеспечить безопасность.
Плоды технологического суверенитета
Технологический суверенитет перестал быть абстрактным лозунгом и начал приносить реальные плоды. На ТЭС Ударная запущен энергоблок на базе первой отечественной газовой турбины большой мощности ГТД-110М, первый отечественный флот гидроразрыва пласта успешно прошел полевые испытания, тестируются образцы высокотехнологичного оборудования для строительства и исследования скважин, такого как роторно-управляемые системы и скважинные тракторы. Создаются компоненты подводных добычных комплексов, идет подготовка к производству компрессорных агрегатов большой мощности для крупнотоннажного СПГ, есть подвижки по криогенным емкостям. Бесспорны успехи Росатома - реализуется проект Прорыв по замыканию ядерного топливного цикла, отрабатываются инструменты безопасного маневрирования мощностью АЭС, началась подготовка к строительству первой в мире наземной АЭС малой мощности (плавучую АСММ Росатом эксплуатирует уже 4 года), есть даже экспортный контракт на строительство АСММ (тоже первый в мире и это вам не меморандум), на ходовые испытания вышел новый атомный ледокол Чукотка и многое другое (не считая помощи отечественному машиностроению).Повод для гордости, но не для самоуспокоения - технологии крупнотоннажного сжижения нужна была вчера (позавчера), но они пока на уровне патентов, судостроение пока слабо реагирует на попытки реанимации в виде передачи ОСК в управление ВТБ, а текущая ключевая ставка сдерживает развитие российской промышленности не хуже западных санкций.
Запас прочности исчерпан?
Тревожные звоночки грозят стать набатом. Иностранное оборудование на НПЗ и электростанциях исчерпывает свой ресурс, возможности его ремонта и техобслуживания ограничены. Примеров достаточно - поломка установки каткрекинга на Нижегородском НПЗ, Сочинская и Джубгинская ТЭС, эксплуатация которых в текущей конфигурации станет невозможна после 2026 г. В целом запас прочности в российской энергосистеме, по всей видимости, близок к исчерпанию. Аномальная жара и отключение части генерирующих мощностей привели к серии масштабных сбоев в энергосистеме Юге, еще один громкий блэкаут произошел в Приморском крае. Вопрос с нехваткой мощностей в ОЭС Юга пришлось решать в ручном режиме, поскольку конкурс на их строительство оказался безрезультатным. На Дальнем Востоке, где динамика потребления электроэнергии выше среднероссийской, объемы генерации необходимо наращивать опережающими темпами.Ситуация сложная - мощностей для производства газовых турбин ГТД-110М в требуемом объеме недостаточно, запуск ГТЭ-170 откладывается, есть проблемы по паросиловому оборудованию. И это только газовая генерация, важная, но небольшая часть электроэнергетики. А ведь есть еще и тепловая энергетика, от которой зависит жизнеобеспечение всех регионов России в зимний период, риски повторения массовых аварий января уходящего года далеко не нулевая.