Окончательный текст, который не был обнародован, знаменует окончание 17 месяцев непрямых переговоров между Ираном и США по возобновлению сделки.
Тезисы главы внешнеполитического ведомства ЕС Ж. Борреля:
- То, о чем можно договориться, было согласовано, и теперь это в окончательном тексте.
- Однако за каждым техническим вопросом и каждым пунктом стоит политическое решение, которое должно быть принято в столицах.
- Если эти ответы будут положительными, тогда мы сможем подписать сделку.
Но официальные лица США и ЕС говорят, что их терпение лопнуло, поскольку Иран неуклонно расширяет свою ядерную программу.
Официальные лица США давно предупреждали, что время для достижения соглашения истекает.
При этом, официальные лица США скептически относятся к тому, что Иран готов свернуть свою программу в обмен на снятие санкций, которые ослабили его экономику.
Но все же некоторые аналитики говорят, что стороны продвинулись дальше, чем ожидалось.
Иран отступил от 2 ключевых требований, в тч:
- Чтобы Соединенные Штаты исключили Корпус стражей исламской революции Ирана из своего официального списка иностранных террористических организаций.Это требование стало одним из последних препятствий на пути к восстановлению сделки.
- Чтобы администрация Д. Байдена предоставила гарантии того, что будущий президент не выйдет из сделки, даже если Иран выполнит свои обязательства, как это сделал Д.Трамп в 2018 г.
Кроме того, в замен предыдущих 2 требований Иран выдвинул новое.
Власти хотят, чтобы Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), контролирующее ядерную деятельность ООН, прекратило 3-летнее расследование необъяснимого искусственного урана на различных иранских исследовательских объектах, в тч на тех, которые Тегеран отказывается пускать инспекторов МАГАТЭ.
Иран категорически отрицал, что у него были военные намерения в отношении обогащенного урана, и просит забыть историю как страшный сон.
Даже в случае окончательного подписания, на вступление в силу нового соглашения уйдут месяцы.
Критики отметили, что даже если Иран согласился на ограничения по обогащению в первоначальной сделке, у страны достаточно знаний для создания ядерного оружия.
Иран также не согласен с тем, что нынешнее предлагаемое соглашение на 35 страницах является заключительным вариантом.
Консервативное правительство Ирана сталкивается с внутренними разногласиями, а сторонники жесткой линии не доверяют Западу.
Принятие ключевых уступок также чревато политической реакцией.
Некоторые консервативные законодатели заявили, что любое соглашение, в результате которого корпус стражей порядка будет объявлен террористической группировкой, неприемлемо.