Тезисы Ю. Тутнева:
- Это сказалось и на бюджете Сахалинской области, на состоянии экономики не только Сахалинской области, но и на состоянии экономики всего Дальнего Востока и РФ тоже.
- Недополучено в бюджет Сахалинской области в 2023 г. будет до 38 млрд руб. Это 26% от уровня собственных доходов региона в 2022 г.
- Из-за простоя возникают не только бюджетные убытки, но и ухудшение характеристик месторождений, которые могут существенно повлиять на снижение коэффициента от нефтеотдачи (КИН). Это значит, что большое количество нефти останется в пластах.
- Для бюджета Сахалинской области в сегодняшних условиях принципиальное значение имеет сохранение режима СРП. Предварительно мы обсуждали этот вопрос с министром финансов РФ. Его позиция и моя позиция - что в течение 5 лет менять режим СРП не будем. Понятно, что это еще требует рассмотрения правительства, утверждения. Надеюсь, что именно таким образом все будет происходить.
- стратегические вопросы:
- нужно, чтобы все предприятия, которые нуждаются в газе и нефти в Дальневосточном ФО, эти ресурсы получили. У нас сегодня есть некоторая такая очередь. Например,Среди резидентов ТОР в Приморье, к примеру, есть очередь на подведение газа. Это мешает запустить проекты. Завода по производству метанола в Амурской области нет - нет газа. Я считаю, что эти вопросы сейчас надо просто решить.
- нужно вернуть России лидирующие компетенции в добыче углеводородов. Сейчас целый ряд компетенций утратили:
- Нет добычи на шельфе, кроме совместных проектов Сахалин-1, Сахалин-2.
- Нужно к этому возвращаться, осваивать шельф, приглашать к сотрудничеству на шельфе дружественные нам страны и возрождать технологии,
- у компаний, добывающих углеводороды, сегодня достаточно финансовых средств. Цены на газ, цены на нефть на очень высоком уровне,
- нужно найти деньги для разработок, для внедрения промыслового оборудования,
- это мы на совещании обсуждали. Дали поручения. Надеюсь, будем это решать.
Бюджетная обеспеченность островного региона связана с реализацией проектов в нефтегазовом секторе - Сахалин-1, Сахалин-2 и Сахалин-3.
На совещании как раз обсуждалась ситуация с этими проектами, их перспективы.
В мае Интерфакс сообщал со ссылкой на источник, что из 3 проектов, работающих по соглашениям о разделе продукции (СРП) с участием иностранного капитала, по спаду добычи лидировал Сахалин-1.
К середине мая среднесуточная добыча нефти на этом проекте снижалась к апрелю в 2,9 раза до 8200 т после решения американской Exxon выйти из проекта.
В Сахалине-1 участвуют Exxon Neftegas Ltd. (оператор проекта, 30%), японская SODECO (30%), Роснефть (20%) и индийская ONGC (20%).
Сахалин-2 - первый в России проект по производству сжиженного природного газа.
Контрольный пакет акций в компании-операторе Сахалин энерджи (50% плюс одна акция) принадлежит Газпрому, Shell – 27,5%, японские Mitsui – 12,5 % , Mitsubishi – 10%.
Его оператором является Сахалин энерджи, компания подписала соглашение о разделе продукции с российской стороной в лице правительства России и администрации Сахалинской области в 1994 г.
В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа.
Политика правительства Японии по сохранению деловых интересов в различных российских энергетических активах стабильна.
Японцы не собираются выходить из российских проектов, хотя и поддерживают G7 в намерении отказаться от российских углеводородов.
Президент России В. Путин 1 июля подписал указ, согласно которому оператором Сахалина-2, реализуемого на условиях СРП, вместо компании Сахалин энерджи станет создаваемое Россией общество с ограниченной ответственностью.
На вопрос по иностранным участникам Ю.Трутнев ответил, что вмешиваться в дела внутренней кухни, не стоит, так как это может сказаться на процессе переговоров.
Место регистрации российской компании, которая станет оператором проекта Сахалин-2, будет озвучено до конца дня 7 июля.
Пресс-секретарь президента РФ Д. Песков также прокомментировал ситуацию с сахалинскими проектами:
- Никакой конкретики относительного того, как может быть решена ситуация с Сахалином-1 на фоне падения добычи, пока нет.
- В каждом отдельно взятом случае принимаются отдельные решения, Россия руководствуется исключительно своими интересами, поскольку многие партнеры по этим проектам теперь стали недружественными партнерами и занимают откровенно враждебную позицию к РФ.
- Мы не можем не учитывать эти факторы. Общей тенденции нет, есть разовые решения, основанные на нашей собственной целесообразности. Никакой конкретики здесь вам я не могу назвать.
- В этой ситуации, как и в других областях, на фоне санкций сейчас существуют кризисные проявления. Правительство всем этим занимается, формулирует предложения, все кризисные проявления не остаются без внимания.
- Не исключена дополнительная поддержка Сахалинской области в связи с весомыми бюджетными потерями из-за ситуации с Сахалином-1, если потребуется.