4 мин
...
Минвостокразвития предложило выдавать иностранным компаниям лицензии на добычу на шельфе Арктики на 30 лет
Также предлагается предоставлять частным и иностранным компаниям лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр.
Москва, 9 июн - ИА Neftegaz.RU. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) в соответствии с поручениями правительства подготовило законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления особенностей регулирования отношений недропользования, связанных с освоением полезных ископаемых на участках континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом и Тихом океанах, который устанавливает новую модель работы инвесторов на арктическом и дальневосточном шельфе России.
Об этом сообщило Минвостокразвития.
Сегодня в РФ остро стоит вопрос об источниках восполнения сокращающейся добычи месторождений в Западной Сибири.
Одними из источников являются арктический и дальневосточный шельфы.
Для вовлечения этой обширной ресурсной базы в экономический оборот необходимо стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Документ предусматривает передачу полномочий по управлению недрами российского континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах агенту правительства РФ, 100% акций которого принадлежит РФ и являющемуся институтом развития Дальнего Востока и Арктики, или организации, единственным акционером которого является ВЭБ.РФ.
Перед агентом ставятся задачи по содействию реализации инвестиционных проектов на шельфе, а также привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта.
Проект предусматривает допуск всех заинтересованных инвесторов к участию в проектах по освоению ресурсов на континентальном шельфе в Северном Ледовитом и Тихом океанах, их деятельность будет осуществляться на основе соглашений о консорциуме по совместному использованию прав на участки недр.
Обязательные требования к такому соглашению и условия его заключения прописаны в законопроекте.
В частности, устанавливается, что доля агента в соглашении составляет не менее 25,1%.
В целях повышения качества сотрудничества с инвесторами предполагается создание цифровой платформы, содержащей информацию о доступных участках недр, через которую инвесторы смогут подавать заявки на получение участков в пользование, а также получать все необходимые геологические и технологические данные.
Законопроектом предлагается предоставлять лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр, а также лицензии на разведку и добычу минеральных ресурсов сроком на 30 лет.
В случае успешных геологоразведочных работ (ГРР) и открытия крупных месторождений предусмотрено переоформление лицензии с геологоразведочной на добычную.
Предлагаемое законопроектом регулирование будет распространяться только на нераспределенный фонд недр на континентальном шельфе.
Для соблюдения баланса интересов государства и инвесторов надзорные полномочия по работе на арктическом и дальневосточном шельфе будут делегированы комиссии правительства РФ - коллегиальному органу, возглавляемому вице-премьером РФ.
Комиссия будет утверждать стратегию, бюджет, приоритетные программы деятельности агента в части работ по управлению континентальным шельфом в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также размеры разовых платежей и составы консорциумов инвесторов в отношении каждого участка недр, принимать решение о внесении в правительство РФ актов о предоставлении прав пользования недрами на шельфе.
В состав комиссии предлагается ввести представителей Минэнерго, Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Росимущества, Росреестра, Минобороны, ФСБ, ФАС, Минпромторга, Минвостокразвития.
Предлагаемая в проекте система лицензирования накладывает на инвесторов обязательства по последовательному выполнению объемов определенных видов работ в установленные сроки.
В случае невыполнения обязательств инвесторами в течение 3х лет предусматривается изъятие лицензий.
Напомним, что подготовленный в январе 2020 г. Минвостокразвития законопроект был жестко раскритикован Минэнерго и Минприроды в феврале 2020 г.
Минвостокразвития предлагало создать госкорпорацию Росшельф, основной задачей которой стало бы привлечение частных компаний к разработке месторождений на шельфе Арктики.
В частности отмечалось, что в законопроекте не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр.
Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.
В результате, как стало известно в мае 2020 г., Ю Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законопроект по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока.
При этом он отметил, что на данный момент, когда инвестиционная активность на рынках снижена, создание госкорпорации отложено.
В очередной раз вопрос о допуске частный инвесторов на шельф Арктики вновь был поднят в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ.
Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании - Газпром и Роснефть, которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет.
Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин.
Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными.
По разным оценкам такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.
По мнению Ю. Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
Автор: Д. Савосин
Об этом сообщило Минвостокразвития.
Сегодня в РФ остро стоит вопрос об источниках восполнения сокращающейся добычи месторождений в Западной Сибири.
Одними из источников являются арктический и дальневосточный шельфы.
Для вовлечения этой обширной ресурсной базы в экономический оборот необходимо стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Документ предусматривает передачу полномочий по управлению недрами российского континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах агенту правительства РФ, 100% акций которого принадлежит РФ и являющемуся институтом развития Дальнего Востока и Арктики, или организации, единственным акционером которого является ВЭБ.РФ.
Перед агентом ставятся задачи по содействию реализации инвестиционных проектов на шельфе, а также привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта.
Проект предусматривает допуск всех заинтересованных инвесторов к участию в проектах по освоению ресурсов на континентальном шельфе в Северном Ледовитом и Тихом океанах, их деятельность будет осуществляться на основе соглашений о консорциуме по совместному использованию прав на участки недр.
Обязательные требования к такому соглашению и условия его заключения прописаны в законопроекте.
В частности, устанавливается, что доля агента в соглашении составляет не менее 25,1%.
В целях повышения качества сотрудничества с инвесторами предполагается создание цифровой платформы, содержащей информацию о доступных участках недр, через которую инвесторы смогут подавать заявки на получение участков в пользование, а также получать все необходимые геологические и технологические данные.
Законопроектом предлагается предоставлять лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр, а также лицензии на разведку и добычу минеральных ресурсов сроком на 30 лет.
В случае успешных геологоразведочных работ (ГРР) и открытия крупных месторождений предусмотрено переоформление лицензии с геологоразведочной на добычную.
Предлагаемое законопроектом регулирование будет распространяться только на нераспределенный фонд недр на континентальном шельфе.
Для соблюдения баланса интересов государства и инвесторов надзорные полномочия по работе на арктическом и дальневосточном шельфе будут делегированы комиссии правительства РФ - коллегиальному органу, возглавляемому вице-премьером РФ.
Комиссия будет утверждать стратегию, бюджет, приоритетные программы деятельности агента в части работ по управлению континентальным шельфом в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также размеры разовых платежей и составы консорциумов инвесторов в отношении каждого участка недр, принимать решение о внесении в правительство РФ актов о предоставлении прав пользования недрами на шельфе.
В состав комиссии предлагается ввести представителей Минэнерго, Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Росимущества, Росреестра, Минобороны, ФСБ, ФАС, Минпромторга, Минвостокразвития.
Предлагаемая в проекте система лицензирования накладывает на инвесторов обязательства по последовательному выполнению объемов определенных видов работ в установленные сроки.
В случае невыполнения обязательств инвесторами в течение 3х лет предусматривается изъятие лицензий.
Напомним, что подготовленный в январе 2020 г. Минвостокразвития законопроект был жестко раскритикован Минэнерго и Минприроды в феврале 2020 г.
Минвостокразвития предлагало создать госкорпорацию Росшельф, основной задачей которой стало бы привлечение частных компаний к разработке месторождений на шельфе Арктики.
В частности отмечалось, что в законопроекте не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр.
Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.
В результате, как стало известно в мае 2020 г., Ю Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законопроект по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока.
При этом он отметил, что на данный момент, когда инвестиционная активность на рынках снижена, создание госкорпорации отложено.
В очередной раз вопрос о допуске частный инвесторов на шельф Арктики вновь был поднят в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ.
Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании - Газпром и Роснефть, которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет.
Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин.
Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными.
По разным оценкам такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.
По мнению Ю. Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
Автор: Д. Савосин