Москва, 2 ноя - ИА Neftegaz.RU. Россети инвестирует более 21 млрд руб. в создание нового 400-километрового энерготранзита для развития Транссиба, сообщает компания.
Тезисы:
- ФСК Россети приступила к строительству линий электропередачи (ЛЭП) в Забайкальском крае, которые свяжут тяговую железнодорожную подстанцию Зилово с ключевыми центрами питания региона – 220 кВ Холбон и Могоча;
- Проект позволит обеспечить дополнительной мощностью Транссибирскую магистраль и повысить надежность электроснабжения центральных и восточных районов Забайкалья;
- В состав нового энерготранзита войдут 2 ЛЭП протяженностью190 км и 211 км;
- Строительство ведется в холмистой местности с перепадом высот от 468 до 908 м. над уровнем моря;
- Энергетики установят более 1300 стальных металлических опор, возведут несколько переходов через реки, включая приток Амура – Шилку;
- При проектировании энергообъектов учитывались особенности региона – высокая сейсмоактивность и частые грозы:
- По всей протяженности ЛЭП будет проложен грозотрос со встроенным волоконно-оптическим кабелем для передачи технологической информации;
- Для подключения новых ЛЭП будут расширены подстанции 220 кВ Холбон и Могоча, питающие Транссиб, а также участвующие в выдаче мощности Харанорской ГРЭС и электроснабжении золотодобывающих предприятий Забайкалья.
Восточный полигон — инфраструктурный проект расширения мощностей БАМа и Транссиба для вывоза грузов в порты Дальнего Востока и к границе с Китаем.
7 сентября 2022 г., выступая на ВЭФ, президент РФ В. Путин признал, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, прежде всего угля, на восточном направлении.
Но ситуация, по словам президента, исправима.
По поручению В. Путина идет модернизация Восточного полигона, благодаря которой предполагается увеличить пропускную способность магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока:
- 1й этап проекта предусматривает увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на 66,8 млн т/год к уровню 2012 г. - до 124,9 млн т;
- реализация 2го этапа позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т/год, его планируется завершить в 2024 г.
Новые объекты генерации и ЛЭП близ Восточного полигона нужны для энергоснабжения расширенных участков БАМа и Транссиба до пропускной способности в 180 млн т к 2024 г.
Строительство новых ЛЭП для электрификации 1го и 2го этапов развития Восточного полигона РЖД обсуждались еще в 2021 г.
Конкурсный отбор проектов на строительство генерирующих объектов для энергоснабжения расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей Минэнерго планировал провести в 2022 г.
Ранее замминистра энергетики РФ Е. Грабчак сообщил, что текущая обстановка повлияла на сроки ввода энергообъектов и в ведомстве рассчитывают на ввод в 2027 г.
Всего необходимо более 1 ГВт генерации и несколько тыс. км ВЛ 220-500 кВ.
Еще в 2020 г. вице-премьер А. Новак одобрил для дальнейшей проработки 2 пути:
-
определение типа генерации для энергоснабжения потребителей Бодайбинского энергорайона в Иркутской области (тепловая электростанция (ТЭС) в районе ПС 220 кВ Пеледуй на газе или гидроэлектростанция);
-
продление или непродление срока эксплуатации Артемовской ТЭЦ до 2030 г. с ускорением ввода в эксплуатацию Артемовской ТЭЦ-2 не позднее ноября 2025 г.
Однако, вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнев подметил, что сформированные на сегодняшний день планы по модернизации БАМа и Транссиба устарели.
По его словам, они формировались в то время, когда транспортные потоки ещё не развернулись на Восток, сейчас нужны другие темпы, другие решения.
Рабочая группа Госсовета РФ по энергетике ранее рассмотрела возможности ускорения развития Восточного полигона и меры, которые позволят завершить и ввести в эксплуатацию объекты инфраструктуры 1го этапа проектов БАМа и Транссиба в кратчайшие сроки.
Автор: А. Гончаренко